- Александр Борисович, то, что столичное образование по итогам международного исследования PISA входит в тройку лидеров, - это закономерный результат тех изменений, которые произошли в нашей сфере за последние восемь лет. Что это за изменения?
- Во-первых, это формульное финансирование. С 2011 года в основу формул, определяющих объем субсидии, которую получает школа из городского бюджета, положена численность обучающихся. Благодаря такому личностно ориентированному подходу в Москве больше нет деления школ на элитные и отстающие. Теперь качественное образование доступно независимо от места проживания в столице, а у каждого учащегося есть все возможности для раскрытия своих талантов и способностей. В крупных образовательных организациях, которые пришли на смену большому количеству маленьких школ, представлено несколько профилей обучения на выбор, большое количество кружков и секций на любой вкус. То есть созданы все условия, чтобы ученик мог реализовать себя в рамках одной школы, чтобы у семей не возникало необходимости в смене образовательной организации каждый раз, когда ребенок заинтересуется новым направлением.
Во-вторых, после выравнивания финансирования школ в расчете на одного обучающегося стало возможным сравнивать результаты школ. Причем не эмоционально, а инструментально - появился рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование школьников, который давно уже является инструментом, мотивирующим школы на развитие самых разных талантов своих учеников.
В-третьих, объективная публичная процедура аттестации действующих директоров школ и кандидатов в директора на соответствие должности «руководитель образовательной организации». Она позволяет становиться директорами людям ответственным и умеющим организовать работу коллектива доверенных им школ на результат и с максимальным учетом интересов детей.
В-четвертых, школы оснащены самым современным, а значит, не только высокотехнологичным, но и безопасным для здоровья учебным оборудованием, которое позволяет сделать занятия интереснее и полезнее. В них появились IT-полигоны, высокоскоростной Интернет, интерактивные панели для работы в Московской электронной школе.
В-пятых, город превратился в огромное образовательное пространство, где каждый школьник может реализовать свой талант. Ведь все реализуемые в Москве проекты предпрофессионального образования - это результат сотрудничества школ с вузами, колледжами, научными организациями, предприятиями реального сектора экономики, которые щедро делятся со школьниками своими интеллектуальными ресурсами.
Кроме того, в Москве для детей открыто более 120 тысяч кружков и секций. Более 80% из них бесплатные. А благодаря «Субботам московского школьника» ребята с пользой проводят свободное время: посещают лекции и практикумы в вузах, экскурсии в музеях, спортивные тренировки с олимпийскими чемпионами. И тоже совершенно бесплатно.
В-шестых, качественные изменения смогли почувствовать на себе и учителя. Выросла их зарплата, они получают гранты за успешную работу и интересные сценарии уроков в МЭШ, доплату за классное руководство, повышают квалификацию в вузе по своему выбору. В итоге выросла их мотивация, нацеленность на результат - подготовку талантливых и успешных в самых разных областях учеников.
В-седьмых, увидев стремительное развитие московской системы образования, возвращение престижа учительской профессии, в школу приходят профессионалы из различных отраслей. Они преподают профильные дисциплины, отдельные практико-ориентированные модули, курсы и очень интересны как для ребят, так и для коллег, поскольку привносят в школу свежие идеи, отраслевой взгляд на образование.
- Приоритетным направлением исследования 2018 года стала читательская грамотность, кроме того, появилось новое направление - глобальные компетенции. Что это подразумевает под собой?
- Цель международного исследования PISA не только посмотреть, как школьники на практике применяют полученные знания по математике, физике, химии, географии, как могут работать с текстом и понимать его смысл, но и оценить их глобальные компетенции, то есть способность критически рассматривать проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия, осознавать влияние культурных, политических, этнических, расовых и иных различий на восприятие, суждение и взгляды, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.
- Московские школьники показали отличные результаты по оценке естественно-научной грамотности, поднявшись сразу на шесть пунктов, и тем не менее, как вы считаете, в перспективе смогут ли они повысить собственные достижения в ближайшем будущем?
- Такой серьезный прорыв в области естественных наук обусловлен тем, что в столице за последние годы существенно изменился подход к их преподаванию. Заниматься химией, физикой, математикой, информатикой стало действительно захватывающе интересно. Ведь за этими науками, а точнее, за новыми открытиями на стыке этих наук будущее. Понимая это, город вкладывает серьезные средства в оснащение школ самым современным лабораторным оборудованием. Успешно работают предпрофессиональные инженерные, академические, медицинские классы, а с этого года еще ИТ-классы. У их учеников есть возможность узнать специфику выбранной профессии, получить знания и, главное, навыки, которые пригодятся не только при поступлении в вуз, но и в дальнейшей профессии, заниматься научными исследованиями и побеждать на городских, всероссийских и международных олимпиадах и иных интеллектуальных состязаниях. Кроме того, год назад мы запустили еще один большой образовательный проект - «Школа старшеклассников». Три модернизированных здания школ 1960‑1970‑х годов постройки, где в ходе ремонта создано современное образовательное пространство - одно в Восточном округе и два в Северо-Западном, - уже приняли в свои стены учеников 8‑11‑х классов. Три школьных корпуса превратили в уникальное пространство, похожее на вуз. Здесь наряду с учебными классами появились лекционные аудитории и трансформируемые под разные задачи помещения, лаборатории оснастили новейшим оборудованием, которое позволяет проводить исследования и эксперименты, заниматься наукой. В ближайшем будущем планируется увеличить число таких школ.
То, что столичные школьники отлично знают естественные науки, подтверждается победами на мировой интеллектуальной арене. Этим летом на международных олимпиадах по информатике, физике, математике, биологии, химии, географии, астрономии и астрофизике москвичи завоевали 13 золотых и 5 серебряных медалей.
Уверен, что в последующих исследованиях PISA юные москвичи вновь продемонстрируют серьезный прорыв в знании естественных наук. Все условия для этого в московских школах есть.
- В каких исследованиях Москва собирается принять участие? И что дают данные таких оценок, считаете ли вы, что блестящие результаты требуют еще каких-то ответов на них или, получив наглядное доказательство, что столичное образование движется в правильном направлении, уже можно почивать на лаврах?
- Москва регулярно принимает участие в различных международных исследованиях. Ведь их результаты - это независимая оценка изменений в сфере столичного образования последних лет. Например, московские школьники в мировых лидерах по компьютерной грамотности. Они заняли второе место в недавнем международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS. А по данным международной консалтинговой группы Bain&Company, Москва - один из лидеров среди мегаполисов по доступности качественного образования: сравнительное исследование систем образования 20 ведущих мегаполисов мира было проведено в прошлом году.
Серьезные результаты столичных школ не повод останавливаться на достигнутом. Да, нам удалось по многим направлениям обогнать европейские страны и вывести столичное образование в мировые лидеры. Но нам есть к чему стремиться. Выполняя свои обязательства, город продолжит инвестировать серьезные средства в развитие образования. Это заложено в недавно принятом столичном бюджете на 2020 год. Мы прекрасно понимаем, что это инвестиции в будущее Москвы. Пройдет совсем немного времени, и сегодняшние школьники будут определять вектор развития города и всей страны.