Речь идет об Агалатовской средней школе Всеволожского района. Недавно она вместе с поселком отметила свой первый юбилей. В 1994 году поселок был построен для воинской части, покидавшей Германию. Школа новая, с иголочки. Все в ней задумывалось с запасом на будущее. И техническое оснащение, и два спортивных зала, и два бассейна, и школьная столовая, и просторные кабинеты, и великолепный стадион.
25 лет - молодость по всем меркам. Однако у Агалатовской школы есть все основания считать себя наследницей давних традиций. Ее отчий дом - школа в деревне Вартемяги. Построенная в 1861 году графом Шуваловым и работавшая до конца века на его деньги, она за 160 лет накопила интересную историю. Среди ее выпускников знаменитые в России люди. Объект особого почитания - Виктор Капасинов, тоже выпускник и сын учительницы. Командир вертолетного звена, он погиб, выполняя боевое задание.
Обе школы образуют единое образовательное учреждение с единым педагогическим коллективом, которое по своим образовательным возможностям ничем не уступает школам городским. И есть одно, что делает Агалатовскую школу уникальной. Она нашла мощное воспитательное средство - школьный театр.
Идея принадлежит Светлане Георгиевне Гераськиной. Профессиональный психолог, она пришла в школу на должность педагога-организатора. Должность пришлась впору, поскольку отвечала ее склонности постоянно что-то придумывать, создавать вокруг себя движение. Лет шесть назад в коллективе обсуждалась проблема возможных социальных проектов. Тогда ей пришло в голову: «Почему бы не театр?!»
Со своей идеей Светлана Георгиевна явилась в школьный парламент, и была горячо поддержана. Весь состав парламента стал первым ядром театра. У некоторых кроме энтузиазма обнаружились и актерские способности. Дима Фоменко, Кристина Гераськина и Вика Соколова смогли играть роли «с психологией».
Назвали театр «Мэри Поппинс». Лучшего тогда не нашли, да и не знали еще, что будет у театра какое-то особенное лицо. А когда с лицом определились, менять что-либо не стали.
К началу зимних каникул приурочили первый спектакль «В гостях у Снежной королевы». Сюжет известный, сценарий на 45 минут написался легко. Повезло и с артистами. Малышку Ренату Ярмухомедову привела старшая сестра, ученица 11‑го класса. Она отлично подошла на роль Маленькой разбойницы. Гердой стала Ангелина Дунаш, тоже маленькая девочка. Ее порекомендовал старший брат и не ошибся: она покорила искренностью интонации. Рената и Ангелина стали первыми артистками театра.
Обычно перед каникулами проводился общий классный час для начальной школы. По случаю Нового года водили традиционный хоровод. Светлана Георгиевна предложила заменить его спектаклем. Зрелище оказалось захватывающим, с музыкой, песнями и танцами. Новшество прижилось и стало традицией.
Следующее представление надо было приготовить в очень короткий срок - к 27 января. Ленинградцу не надо объяснять значение этой даты. Освобождение ленинградской земли от врага произошло 27 января 1944 года. Всеволожский район находился внутри блокадного кольца. И эта дата - светлый праздник не только в истории страны наравне с Днем Победы, но и в истории каждой семьи.
В Агалатове появился ритуал под названием «Свеча памяти». 27 января независимо от дня недели все жители поселка к семи часам вечера собираются со свечами в руках на площади возле сцены. Из хвойных веток выложено слово «Помним». Речей не произносится. Молча постояв у светящихся точек, все идут в школу. Завершается вечер спектаклем школьного театра.
Уже на первом году существования театр нашел свою тему. Это война, блокада. Дело не в том, чтобы просто напомнить о трагическом прошлом. Живут в Агалатове люди, прошедшие Афганистан, Чечню, Сирию. Для них война не историческое прошлое.
За шесть лет существования театра удалось сделать шесть спектаклей.
Одним из первых был спектакль «Письма из прошлого». Для сценария Светлана Георгиевна использовала фильм «Линия Марты». Вика Соколова играла самолюбивого и замкнутого подростка, которому многое не нравится в мире взрослых. На обрывке старых обоев она нашла слова любви, наспех написанные юношей прямо на стене. Они были адресованы сверстнице, которую он потерял во время блокады. Девочка с матерью решают найти ее. Все в итоге кончается хорошо. Находят не только ту девушку, находят общий язык мать с дочерью. Не так уж глубок разлад поколений.
Спектакль имел успех.
Эта ступенька ознаменовалась тем, что в школьном театре появились признанные актеры. В Вике Соколовой проявились способности к режиссуре. Появились певцы, ведь многие дети посещали музыкальную школу. И даже хореограф свой обнаружился. Оказалось, что Кристина Гераськина вполне может ставить танцы. Озорная «Кукарелла», поставленная ею для Ренаты Ярмухомедовой, покорила всю школу.
К очередному дню снятия блокады афиша школьного театра была необычной: с большой фотографии внимательно смотрела молодая девушка. Назывался спектакль «Памяти моей бабушки».
Ирина Кербер работала медсестрой в детском саду. А в черные дни конца 1941 и начала 1942 года детские сады Ленинграда были особенными. Во всех районах города сандружинницы обходили дом за домом, подъезд за подъездом и в темных и вымерзших квартирах находили детей рядом с умершими матерями. Малышей приносили в детсад. Измученных голодом, холодом и страхом, тоскующих по матери, их надо было утешить, приласкать, вылечить, спасти от бомб и обстрелов… Много лет спустя, рассказывая внучке о блокаде, Ирина Викторовна всегда возвращалась к этим детям. И заканчивала рассказ одной и той же фразой: «Ни одного ребенка мы не потеряли, спасли всех».
Спектакль был не столько о бабушке, сколько в ее честь. Событий, в сущности, не было. Скорее живые картины. Медсестра и воспитательница, появляясь на сцене, вели простой диалог, который раз за разом заканчивался тревожным подсчетом: «Один, два, три, четыре…» Роль медсестры исполняла Кристина, воспитательницы - Вика Соколова. За их спинами на большом экране сменялись изображения блокадного города. В глубине сцены передвигались девушки в темных платьях. Перемежая диалоги героинь, они читали стихи, пели. К ним жались маленькие девочки в одинаковых платьицах, укутанные платками и шалями… Театровед назвал бы этот прием хором, который выводился на сцену в греческих трагедиях. Но Светлана Георгиевна об этой находке древнегреческих драматургов не знала. Ей просто показалось необходимым, чтобы звучали пронзительные стихи Берггольц и Ахматовой...
В конце спектакля на сцену вышла Светлана Георгиевна. «Вечер, - сказала она, - посвящается моей бабушке, которая в блокаду спасала осиротевших детей». И она зачитала подлинные письма, которые Ирина Викторовна всю жизнь получала от своих питомцев. Это было выражение любви и признательности, увы, как всегда бывает, запоздалое.
Вероятно, именно с этого момента школьный театр стал ощущаться как театр всего поселка. Начинался коллектив с пятнадцати человек, потом стал стремительно расти. Светлана Георгиевна охотно принимала каждого. Актерских способностей не требовалось. Есть они - отлично. Нет - можно петь, танцевать, читать стихи. Всегда нужны умелые руки. Нужны статисты. Привечала хулиганистых сорванцов. Неуспевающий? Ничего, пусть ощутит себя успешным хотя бы здесь. Важно, что есть место, где на равных общаются старшие и младшие.
Сегодня в коллективе школьного театра 145 человек. Светлана Георгиевна не просто режиссер, сценарист и вообще человек, в руках которого собираются все нити. Пожалуй, в большей степени она педагог, осознавший, что юных актеров надо не натаскивать («сделай такое выражение лица»), а воспитывать. Готовя очередной спектакль о блокаде, она много рассказывает такого, что расширяет кругозор. При этом делает акцент на деталях, способных затронуть воображение. Ведь если будет равнодушен исполнитель, то и зритель останется безучастным.
Есть у Светланы Георгиевны несколько жестких принципов. Искусство создает модель поведения, поэтому в театре не покажут ничего, что унижает человеческое достоинство. Персонажи не будут курить и пить алкоголь. Любовь героев должна быть романтической…
Подготовить три серьезные премьеры каждый год непросто. А кроме них нужны еще веселые постановки для маленьких. Есть промежуточные работы между крупными постановками. Идеи Гераськина находит иногда в неожиданных местах. Вспомнила, например, как рассматривала в детстве альбом Бидструпа. На сюжетах этих картинок удалось сделать несколько этюдов для цикла «Мгновения». На каком-то смотре увидела группу девочек, танцующих с чемоданчиками в руках. Эта деталь неожиданно пробудила фантазию. Чемоданы собирались по всей школе. Разного размера, видавшие виды, они стали единственным элементом оформления очередного спектакля к Дню Победы - «Вальс на плоскости».
Мне сейчас не хочется перечислять награды, полученные школьным театром на разных конкурсах и смотрах. Они есть, но не в них радость. Все чаще мы слышим, что человечество вступает в эру «цифры». Что искусственный интеллект во многих сферах деятельности вытесняет человека. Есть, однако, у человека то, что делает его непобедимым. Это эмоции. Способность любить, сострадать, испытывать печаль. Грустно видеть группу подростков, уткнувшихся в смартфоны. Они как бы вместе, но по отдельности.
Тем важнее сегодня, думая о воспитании и образовании, не забывать об эмоциях. Приобщение к прекрасному учит понимать и любить других людей. И в конечном счете быть счастливым.
Это и есть то уникальное, что удалось Агалатовской сельской школе.

Ленинградская область