По интернет-данным, за последние годы число гастарбайтеров в Воронежской области выросло в 25 раз. Согласно официальной статистике Росстата за первую половину 2019 года в регион прибыли и остались здесь 4331 международный мигрант, из них 3891 приехал в область из стран СНГ. Люди приезжают, остаются, находят жилье и работу, а их дети - новых друзей в русскоязычных школах, обычно из числа своих земляков. И если уже понятно, что их очень интересует арифметика, то как они относятся, например, к физкультуре и литературе?
Есть в Воронежской области человек, который не только попытался получить ответ на этот вопрос, но и сам постарался сформировать новое отношение прибывших в село ребят к малоизвестным для них образовательным дисциплинам. Хотя, наверное, про физкультуру так не скажешь, но даже и здесь не обошлось без своих подводных камней.
Более 30 лет Владимир Аверьянов работает учителем физической культуры в Шанинской школе Таловского района Воронежской области. Он неоднократный победитель Всероссийского конкурса ПНПО, призер регионального этапа конкурса «Учитель года»-2014. В том же году стал победителем областного и лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России». Начиная с 2015 года работает в составе жюри этого конкурса. В 2018 году победил на конкурсе «Мои инновации в образовании». Некоторыми из них, а также своими мыслями на заданную тему Владимир Васильевич поделился с «Учительской газетой».
- Традиционно принято думать, что на уроках физической культуры нужно давать работу в первую очередь мышцам. «Движение - это жизнь» - самое правильное определение сути моего предмета, - говорит Владимир Аверьянов. - Если движение - это основа здоровья, то гиподинамия - это болезнь, проблема и бич нашего времени. И, конечно же, на нас, учителей физической культуры, ложится большая ответственность за здоровье подрастающего поколения. Но ведь здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, это еще и состояние душевного благополучия. Нас учили, что в здоровом теле - здоровый дух! Согласен, но не совсем. Считаю, что если человек богат духовно, то он будет стремиться к совершенствованию себя - и физическому, и, что не менее важно, духовному. Поэтому считаю необходимым проводить уроки с элементами интеграции с другими предметами - математикой, биологией, историей, литературой. Вот уже несколько лет читаю на уроках детям стихи. Просто так. Без комментариев и обсуждений.
- Как это произошло в первый раз, почему возникло желание что-то прочитать?
- Началось все с небольших стихотворных цитат из «Сказки про Федота-стрельца…» Леонида Филатова. Потом пришел черед стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Дело было так. Урок в девятом классе. Гимнастика. После интенсивной нагрузки наступил черед релаксации. Я включил, как обычно, спокойную музыку и - сам не знаю, почему - стал читать стихотворение: «Не позволяй душе лениться! // Чтоб в ступе воду не толочь, // Душа обязана трудиться // И день и ночь, и день и ночь!..»
Прочитал и, не скрою, засмущался. Отвел взгляд, а потом решился и посмотрел на своих учеников. Их глаза я не забуду никогда! В них было столько эмоций - удивление, восхищение, растерянность. Никто из них не думал смеяться над моими «артистическими» данными. Мальчишек и девчонок тронуло само стихотворение, которое они уже слышали не раз. Видимо, это стихотворение в контексте урока прозвучало для них по-другому.
- То есть вы, приободренный такой реакцией, решили и дальше продолжить чтение стихов на своих уроках?
- Я бы хотел, но я вдруг понял, что знаю непростительно мало стихотворений. А те, которые знаю, не вписываются в рамки моего урока. И я стал записывать для себя стихи, которые мне понравились, и время от времени читать их детям. Это оказалось очень действенно. Главное - не кривить душой, быть искренним, говорить о том, что волнует тебя самого, чтобы шло от сердца к сердцу. А потом однажды я услышал стихотворение Александра Розенбаума «Мачо»:

Кредит доверия у женщины истрачен,
Амур ей подмигнул - и был таков.
Куда ни плюнь - везде сплошные мачо,
А очень не хватает мужиков.

Одет с иголочки, подтянут и накачан,
Да так, что не сгибается рука,
Изысканная речь - ну чистый мачо,
А хочется послушать мужика.

В Чечне недавно вышла незадача:
В один из, не скажу, каких, полков
Приехали служить четыре мачо,
А командиры ждали мужиков.

Солдаты - не пойму, какой - удачи
С банданами поверх тупых голов
С чеченками вели себя, как мачо, -
Подставили полроты мужиков.

Их вытащили. Ну а как иначе?
Бросать своих у наших не с руки.
В родную часть уделавшихся мачо
Доставили простые мужики.

Я не люблю козлов, а петухов - тем паче,
У них один с павлинами язык.
И тот, кто держит на Руси себя за мачо,
По жизни - сто процентов - не мужик!

- И вы это стихотворение решили прочитать ребятам?
- Сначала мне самому оно понравилось и не­ожиданно быстро запомнилось. Но прочитать на уроке все как-то не получалось. И наконец настал момент. Но сначала небольшая предыстория. В нашей школе учится много детей-дагестанцев. Это иная культура, очень своеобразная, интересная, но требующая особого подхода. С молоком матери они впитывают определенные традиции. Не все из них нам, христианам, могут быть понятны, но мы вынуждены считаться с их менталитетом. Очень интересно, что девчонки-дагестанки практически все очень выносливы и добиваются многого в спорте. Думаю, это во многом оттого, что воспитываются они в строгом подчинении мужчине (отцу, брату, мужу), и учитель-мужчина для них своего рода гуру. Они слушают и, главное, слышат его, отсюда и результаты.
А вот мальчики - это другая песня. Они амбициозны, самолюбивы и самовлюбленны. К ним нужен особый подход. Не всегда они будут прислушиваться к русскому мужчине. Особенно если взгляды этого мужчины (например, на женщину) отличаются от их традиционных взглядов. Но, несмотря на это, у меня с ребятами конфликтов не возникало.
И вдруг такая ситуация: восьмой класс, начало урока, мальчики-дагестанцы еще в раздевалке - не торопятся. А девочкам, наоборот, не терпится скорее включиться в работу. И вот одна из них бежит позвать мальчиков - эмоции, звонкий командный голос: «Скорее!» Это было принято за оскорбление. Девочка! Повышает голос! А мы пойдем спокойно, не торопясь, вразвалочку, с гордо поднятой головой! Так и пришли на урок. Встали в строй. Пауза… И тут я начал читать стихотворение Розенбаума. Сначала смешки, шутливые аплодисменты после каждой строфы. Потом внешние эмоции стали тише, а в глазах будто зажегся ответный огонек, появилось понимание… И был урок. Нет, неправильно: был Урок с большой буквы! Все прошло на одном дыхании.
- Значит, получилось, услышали!
- Да, легло на душу, получилось от сердца к сердцу! И таких моментов много. Чаще всего я не планирую заранее, где и когда будет звучать то или иное стихотворение. Это приходит само - по обстоятельствам, по настроению.
- Хотите сказать, что стихи на уроке физкультуры нужны так же, как на литературе или на каком-нибудь другом предмете?
- Не знаю про другие, возможно, да, но в одном я убедился точно: стихи на уроке физической культуры более действенны, чем на литературе. Приведу пример. Недавно одна из моих коллег выставила на обсуждение в соцсети стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». Меня оно тронуло до душевной боли. А вот дети отреагировали вопросом: «Это нужно учить?!» То есть они не задумались над смыслом, они переживали о другом - учить или нет.
На физкультуре ничего не нужно учить, не нужно анализировать произведение. И стихотворения становятся средством общения - от сердца к сердцу, главное, чтобы на душу легло. Я не призываю своих коллег к тому, чтобы все обязательно читали стихи на уроках, я просто делюсь своим опытом. Все мы разные. И, как сказал Игорь Губерман, «в чужую личность мне не влезть, а мной не могут быть другие, и я таков, каков я есть, а те, кто лучше, не такие».

Воронежская область