Потомственный дворянин и состоятельный человек - все это вызывало раздражение коллег. Крамской, к примеру, за глаза величал его «этим аристократом». Не столько интеллигент - в России XIX века это обозначало не образованность, а принадлежность к критически настроенной общественной группе, - сколько интеллектуал. До поступления в Академию художеств Поленов был студентом физико-математического факультета Петербургского университета, после академии отучился на юридическом.
Современники называли Поленова «рыцарь красоты». Музейщики смогли прекрасно представить универсальный дар русского классика. Новатор в живописи, архитектор, театральный художник, композитор… Поленов был и педагогом, просветителем.
80‑е годы XIX века стали годами расцвета художественной педагогической деятельности Василия Дмитриевича. 12 лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпускники которого имели тот же статус, что и выпускники Петербургской академии художеств.
Принципам преподавания мастера, обогатившего так называемую московскую школу живописи XIX-XX веков новаторскими элементами, посвящен целый раздел нынешней выставки. Здесь же можно увидеть и «результаты» педагогического труда Василия Дмитриевича - ранние работы его учеников, в том числе таких знаменитых авторов, как Константин Коровин и Николай Сапунов.
Поленов воспитал целое поколение замечательных художников, для которых он был любимым педагогом и наставником, - И.Левитана, С.Виноградова, В.Бялыницкого-Бируля и других. При этом Василий Дмитриевич всегда был открыт новому, был готов сам учиться у своих учеников. «Стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думайте, что это будет ваша лучшая работа, только тогда приступайте к делу», - говорил Поленов.
Сбылась мечта художника и о домике на берегу Оки: уже более ста лет стоит на высоком холме усадьба - трехэтажный белый дом, созданный по чертежам самого живописца. Предназначалась она не только для проживания многочисленной семьи Поленовых и приезжающих сюда друзей и учеников: Василий Дмитриевич изначально задумал создать здесь музей и картинную галерею, которые должны были стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Он мечтал о создании народного театра, считая его «могучим средством просвещения».
Нельзя забывать, что Поленов был выдающимся театральным деятелем. Он творил в Москве, а после переезда в дом на Оке домашний театр был устроен сначала в усадьбе, а потом в каждом населенном пункте поблизости от нее. Трудно представить сегодня, что люди, отработав в поле, усталые, возвращались домой, а потом спешили на репетиции пьес Шекспира, Шиллера, Мольера.
Потомки художника, по сегодняшний день руководящие музеем-заповедником, продолжают заложенные им традиции: до сих пор здесь устраивают рождественскую елку для детей из окрестных деревень с обязательным самодеятельным спектаклем. Но это не все «детские» проекты художника: он не только собирал ребят на праздник, но открыл несколько школ, создал «волшебную» диораму - кругосветное путешествие в картинках, точную копию которой сегодня могут увидеть на выставке в Третьяковке все желающие.
Кстати, летом нынешнего года впервые был реализован культурно-просветительский и благотворительный проект «Поленово - детям». Сам Василий Дмитриевич многие годы бескорыстно занимался с детьми, находя в этой работе огромное удовольствие и высокий смысл, прививая своим маленьким ученикам творческое отношение к жизни.
Экспозиция на Крымском Валу, как и в случае с И.Репиным, приурочена к 175‑летию со дня рождения Поленова. Два великих творца вместе учились в Академии художеств, в одном году ее оканчивали. Поленов в отличие от Репина, невероятно страстного и мощного, художник очень гармоничный. А в современном мире как раз гармонии не хватает.
Поэтому так важно посетить выставку и учителям, и их воспитанникам.

​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула