Автор идеи круглого стола о детской познавательной литературе, поэт Елена Албул, пригласила в качестве ведущего тележурналиста Евгения Сулеса, который профессионально запустил дискуссию, попросив гостей назвать их любимую книгу в детстве. Конечно, кто-то «утопал в энциклопедиях», но большинство признались, что первыми и любимыми их книгами стали произведения художественные - Николай Носов и его «Незнайка», Вальтер Скотт и его «Айвенго»… Кто-то даже заявил: «Никакого научпопа!»
Однако именно вокруг научпопа разгорелся спор - устарел ли Перельман, например. Или если математика устареть не может, то и книги Перельмана - тоже. Вообще, что из старого научпопа стоит переиздавать и стоит ли? Может, такое книжное долгожительство возможно только у художественных произведений? Мнения высказывали полярные. Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени А.Гайдара, выступала за приоритет современной книги: «Сегодня детский нон-фикшен стал настолько разнообразен, - в чем-то остался традиционен, а в чем-то, наоборот, стал такой, что и представить себе не могли раньше, как по тематике, так и по форме, - что я при всем уважении к книгам, ставшим классикой, все-таки считаю, что современному ребенку лучше читать то, что издается сейчас». Поддержал Татьяну Рудишину и директор фестиваля Юрий Нечипоренко, отметив, что ему еще в детстве тот же Перельман казался старомодным. Детский писатель Сергей Иванов не согласился с этой точкой зрения, он с уверенностью заявил, что старые познавательные книги ни в коем случае не устарели, а некоторые были иллюстрированы профессиональнее, чем современные, пусть и в черно-белом цвете. При этом он привел в качестве аргумента собственный опыт - возрождение культового советского альманаха «Хочу все знать». Дело в том, что, по словам Сергея Иванова, сначала планировалось «подновить» как-то тексты, но позже оказалось, что ничего переписывать не нужно. Поддержала его Светлана Трихина, «неравнодушная мама», как ее охарактеризовал ведущий. Она сказала о том, что пик научпопа действительно пришелся на 60‑е - 70‑е годы, и во многом это было обусловлено поддержкой телевидения, что сейчас представлено в меньшей степени.
Несколько примирил стороны Алексей Ходорыч, главный редактор «Классного журнала»: «Нужно переиздавать книги, которые находятся на стыке художественной и научно-популярной литературы. Это решает все проблемы, это увлекает ребенка, развивает его фантазию и при этом дает знания».
Еще одной темой обсуждения стало оформление детских книг, здесь разногласий было меньше - в целом все согласились, что детям нужны яркие иллюстрации для восприятия информации. Критик Алена Бондарева предложила обратить издателям большее внимание на формат комикса, который, по ее словам, лучше всего структурирует информацию. При этом Татьяна Рудишина подчеркнула важность разнообразия детских книг как по жанрам, так и по оформлению: «Дети разные. Одному нужны энциклопедии, другому - художественная литература, третьему - инфографика. И чем разнообразнее будет детский нон-фикшен, тем больше будет охват».
О том, как охватить, как заинтересовать чтением как можно больше детей, пошел разговор и далее, став центральным на этом круглом столе. Обсуждались проблемы восприятия современными детьми информации, в том числе чрезмерное увлечение Интернетом в ущерб интеллектуальному развитию.
Парадокс: с одной стороны, дети все больше времени проводят в Интернете (по данным исследования Лаборатории Касперского за 2016 год, 56% российских детей постоянно находятся в Сети); с другой стороны, растет рынок детской литературы, более того, в докладе Федерального агентства по печати за 2019 год именно литература для детей и юношества названа одним из основных «драйверов роста отечественного книгоиздания». Может быть, Интернет совсем не враг книге, а наоборот - союзник? А если нет, то, как его сделать союзником? Особенно если мы говорим о детском нон-фикшене, который, как и поисковик, отвечает на детские, только кажущиеся простыми вопросы, но более полно и достоверно. Издатель Вера Байдак уверена, что рецепт тут может быть только один: «Детям просто надо показывать. Если ребенку нравится футбол - предложите ему книги о футболистах; нравится техника - есть масса увлекательных изданий на эту тему. Главное - предоставить разнообразный выбор. Что-то точно заинтересует».
Говорили на круглом столе и о проблемах взрослых, как родителей, так и издателей, - это и проблема выбора достойных книг, и субсидирование детского книгоиздания государством, и налаживание взаимодействия с Министерством просвещения РФ. И все это оказалось взаимо­связанным.
Проблему выбора книг участники круглого стола предлагали решать благодаря созданию государственной программы «маркеров», главным из которых может стать одобрение и поддержка Министерства просвещения. В деле возрождения института библиографии, так обязательного сегодня, тоже необходима помощь государства, о чем высказалась Татьяна Рудишина.
Издательства рассказали о своих проблемах, связанных в основном с высокими затратами на издание книг при малотиражности. Из-за этого многие издатели предпочитают выпускать переводную литературу, отчего страдает отечественная детская книга. Другой вопрос - распространение. Издательства, как коммивояжеры, предлагают сами себя. Здесь также были высказаны мнения о помощи государства.
Несмотря на то что приглашенный представитель Роспечати на круглом столе отсутствовал, было сказано несколько слов о программе поддержки детского книгоиздания. Однако, по мнению некоторых издателей, поддержка эта недостаточна.
Из зала прозвучала реплика о том, что современные педагоги не ориентируются в детской литературе, которую читают дети. Конечно, я не мог не задать участникам круглого стола и свой вопрос на эту тему: «Есть исследования, показывающие, как мало времени родители уделяют своим детям. Поэтому, я думаю, роль педагогов в привлечении детей к чтению, к познавательной литературе огромна. При этом многие отмечают, что преподавание литературы в школе - и не только литературы, если мы говорим о детском нон-фикшене, - старомодно и дидактично. Надо ли что-то реформировать и как? Вообще, какие проблемы существуют во взаимодействии писателей и издателей с Министерством просвещения, с образовательными организациями и как их можно решить?»
Ответил директор фестиваля Юрий Нечипоренко: «Нам оказывают поддержку Федеральное агентство по печати и Министерство культуры. А вот до бастиона Министерства просвещения мы никак не можем достучаться. Надеюсь, результатом этого круглого стола будет месседж - давайте работать вместе! Пока же существует только инициатива отдельных людей. Например, учитель из французской школы Юлия Марчук прямо сейчас проводит детскую читательскую конференцию, где юные читатели обсуждают произведения современных писателей. Но нужна и системность».
Говоря о будущем детского нон-фикшена, участники круглого стола сошлись во мнении: современные тенденции «конвергенции», смешения форматов и жанров только усилятся - будут появляться познавательные книги, совмещенные с настольными играми, детская литература будущего будет ориентироваться на интерактив, в том числе с использованием дополненной и виртуальной реальности, потому что, как выразилась руководитель информационно-библиотечного центра Международной гимназии «Сколково» Светлана Чазова, «все наши дети - digital». А одной из важных тем, по словам Алексея Ходорыча, станет нон-фикшен о психологии общения. Что ж, очень может быть. Мы уже видим, например, какой проблемой различные виды травли среди детей становятся для современного общества.
Подводя итоги, детский писатель Валерий Воскобойников выразил уверенность в будущем: «Познавательная литература будет существовать всегда, так как без нее невозможно существование человечества».
Юрий Нечипоренко продолжил эту мысль в своем заключительном слове: «Сейчас, когда происходят такие фантастические научные открытия, как редактирование генома, необходимо воодушевлять наших детей, рассказывать им о прорывах в современной науке. Тогда они будут двигать нашу науку вперед, как это делали энтузиасты-ученые в советское время, и только тогда мы будем сильны как государство. Перед нами всеми, перед популяризаторами науки стоит огромная задача - задача государственной важности».