- В этом году, - рассказывает член экспертной комиссии Юрий Викторович Филиппов, - РГГУ совместно с АНО «Русская гуманитарная миссия» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации организовал проведение совершенно нового типа мероприятий - Международный конкурс педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке. Особенность конкурса состоит в том, что к участию в нем приглашаются учителя образовательных учреждений любого уровня из любых стран мира; единственное условие - чтобы они вели преподавание своего предмета на русском языке не в России.
Конкурс проводился в рамках мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» и мероприятия «Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка» ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», благодаря чему мы получили поддержку на самом высоком уровне как в России, так и за рубежом. Количество поступивших заявок довольно быстро превысило три сотни, а число представляемых участниками зарубежных государств достигло трех десятков. Кстати, мы не вводили ограничений по гражданству: в конкурсе могли участвовать и граждане Российской Федерации при условии, что преподают они в других странах на постоянной основе. Разумеется, использование и такого сомнительного критерия, как то, является ли русский язык для конкурсанта родным или выученным, было неприемлемо: в современном мире казавшееся еще недавно актуальным разделение на носителей и неносителей языка становится все более относительным. Главным для нас были искренняя любовь к русскому языку и педагогическое мастерство. В конкурсной документации мы прописали три группы критериев с целью как можно более объективно оценивать методические разработки участников - планы уроков, лекционных или семинарских занятий. Старались учесть практически все: включена ли в урок (по любому предмету) работа над лексикой и грамматикой русского языка, используются ли какие-то эксклюзивные авторские приемы для понимания и запоминания слов или правил грамматики учащимися, осваиваются ли на занятии значимые страноведческие факты о России, ее истории и культуре, насколько эффективно применяются наглядные средства или интерактивные методы и т. п.
Команду экспертов, среди которых были как предметники, так и методисты, удивило и порадовало многообразие используемых педагогами творческих приемов, но самое большое впечатление на жюри произвели те заявки, которые шли от души, - участники иногда присылали работы не в строгом соответствии с требованиями, забывали указывать необходимые сведения о себе, однако за каждой заявкой мы видели любовь к своим ученикам, к русскому языку, к России. Очень интересно было смотреть присланные на конкурс фрагменты видеоуроков, а вот читать автобиографии педагогов иногда было эмоционально сложно, особенно из Таджикистана, - рассказы о том, как трагические события гражданской войны 1992-1997 годов круто меняли судьбы и планы, как приходилось менять место жительства и образ жизни, сохраняя, однако, верность своей профессии - преподаванию русского языка.
Наибольший отклик идея конкурса вызвала в Армении, Киргизии, Таджикистане и Израиле. Это неудивительно, поскольку именно в этих странах русский язык и русская культура пользуются особой популярностью среди значительной части населения и даже являются важным элементом всей национальной культуры. Однако важно отметить, что такого успеха не случилось бы, если бы не помощь местных учреждений сферы образования и науки, центров русской культуры в этих странах, отдельных людей.
Очень высоко организаторы конкурса оценили подвижническую деятельность руководителя Русского центра Таджикского национального университета Мехриниссо Бозоровны Нагзибековой. Благодаря ее усилиям из Таджикистана было подано более сотни заявок, они поступали иногда обычной почтой из самых дальних уголков страны - буквально с вершин Памира, из селений, дорога до которых от столицы занимает в зимнее время до двух суток. По этой причине далеко не все приглашенные на финал конкурса участники смогли приехать в Душанбе 25 ноября и лично рассказать о своей педагогической деятельности, принять участие в круглом столе, который проводила представительная делегация от ведущего российского гуманитарного вуза во главе с Ольгой Вячеславовной Павленко, первым проректором - проректором по научной работе РГГУ, членом Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. В конце декабря финальные мероприятия конкурса пройдут в Израиле. Успешность этого проекта подтверждает огромное желание всех сторон сделать конкурс ежегодным, организовать финалы в еще большем числе стран, ввести отдельные номинации для учителей русского языка и педагогов-предметников, а также для преподавателей средней и высшей школы.