Кружковая работа ведется с 2011 года. В детском саду мною создана театральная студия и все необходимое для реализации программы (различные виды театров, наглядный материал, уголок ряжения и т. д.). В систему работы с детьми включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмо­циональную активность. Данной программой охвачено 86% воспитанников.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь оказывают театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Итак, в программе «Театр и дети» представлены театрализованные игры - занятия как один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Содержание программы обеспечивает развитие личности через интеграцию образовательных областей:
    Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности; улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
    Познавательное развитие: ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями; ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.
    Речевое развитие: формирование четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обогащению словарного запаса.
    Художественно-эстетическое развитие: дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ; происходит приобщение к ценностям музыкальной культуры.
    Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программа определяет дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- принцип интеграции - решение задач, способствующих формированию индивидуального своеобразия личности в системе всего учебно-воспитательного процесса;
- принцип психологической комфортности - создание условий, в которых дети чувствуют себя как дома, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное - ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности;
- принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип вариантности - понимание у детей возможности различных вариантов решения задачи.
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности: игры-разминки, упражнения, этюды, игры-импровизации, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, инсценировки, спектакли.
Также много и активно нужно работать над техникой речи - это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных и согласных звуков.
Риски: низкая активность родителей в приобщении к театрализованной деятельности.
Пути решения: проведение консультаций, индивидуальных бесед, совместных досугов и импровизаций, изготовление практических информационных страничек и буклетов.
Риски: нерегулярное посещение воспитанниками дошкольного учреждения.
Пути решения: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели и месяца.
Ресурсы:
- информационные - информационная страница на сайте дошкольного учреждения, информационные стенды для родителей;
- учебно-методические - научно-методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту;
- материально-технические - театральная студия «Театр - творчество - дети», уголок художественной литературы; методические и дидактические пособия, картотека театрализованных и дидактических игр, аудио- и видеотехника, проектор, экран, компьютер.
Осуществление образовательной деятельности на современном этапе невозможно без внедрения инновационных педагогических технологий. Реализуя программу «Театр и дети», активно внедряю инновационные и традиционные педагогические технологии: личностно ориентированное обучение и проектное обучение, игровые технологии и ИКТ, ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), технологию «Лэпбук». Эффективно применяю методы и приемы активизации познавательной и речевой активности, позитивного решения возникающих проблем.
Активно использую в своей работе лэпбуки «В гостях у сказки», «Чудо-ложечка», «Книжка-малышка» и др. Опыт по технологии создания лэпбука «В гостях у сказки» отмечен дипломом II степени на региональной Ярмарке педагогических инноваций-2017 в номинации «Проект года».
При проведении НОД с детьми применяю электронные образовательные ресурсы (учебно-методические комплекты) «Уроки тетушки Совы»: «Уроки осторожности» - основы безопасности жизни для малышей; комплексы «Зима», «Поездка в лес», «Путешествие», «Цирк» и другие из серии «Игровая гимнастика» и «На зарядку становись!» С.Железнова. Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми активно использую мультимедийные презентации в программе PowerPoint. Также разрабатываю свои авторские презентации для проведения НОД, мастер-классов («ИКТ в работе воспитателя»), семинаров, работы с родителями и др.
Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышление, восприятие, память, творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В работе с родителями применяю такие формы работы: дни открытых дверей, досуг «Минута славы» (диплом 1‑й степени в региональном конкурсе «Семейный очаг»), развлечения «Веселые капельки», «Птицы - наши друзья», «У нас повсюду - доброта» и другие, информационные стенды, презентации о достижениях детей (диплом 3‑й степени во Всероссийском конкурсе «Радуга талантов» за работу «Островок дошкольного детства»), встречи со специалистами, совместная проектная деятельность и т. д. Это все делает проводимую кружковую работу открытой для активного участия родителей и других членов семьи. Учитываю мнение родителей и их запросы относительно освоения программы, провожу индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы, выступаю на родительских собраниях и конференциях.
В последние годы дети являются активными участниками в общественной жизни нашего села: выступали на сцене районного Дома культуры; читали стихи, ставили театрализованные постановки сказок на районных праздниках «День села», «День пожилого человека», «Золотой возраст», участвовали в мероприятиях, проводимых библиотекой и школой.
Моя работа с детьми дала хорошие результаты. Возрос и углубился интерес к театрализованной деятельности, к театральной культуре; дети ознакомились с театральными профессиями. Участие в театрализованных играх доставляет радость детям, вызывает активный интерес, увлекает их. Повысилась творческая активность. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются воображение, память, внимание.
Эта работа возлагает на меня большую ответственность, стимулирует и побуждает к дальнейшей деятельности. Таким образом, театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенка: развивает речь, творческие и артистические способности; учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями; воспитывает культуру поведения, ведь мы должны выпустить в школу адаптированных к реальной жизни, творчески мыслящих, с хорошо развитой речью детей, чтобы они могли применить полученные знания и умения в дальнейшей жизни; подготовить ребенка к школе, воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность.
На сегодняшний день я продолжаю находиться в творческом поиске, повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования, на курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах и научно-практических конференциях.

​Светлана ТОКАРЕВА, воспитатель детского сада, Республика Алтай