Дифференцированный подход в обучении является средством развития потенциальных возможностей учащихся. В современной дидактике под дифференцированным подходом в обучении следует понимать:
- форму организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп учащихся.
В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения.
Однако возникают вопросы: как осуществлять дифференциацию в наших обычных малокомплектных и, конечно, неспециализированных классах? Как учитывать индивидуальные особенности школьников, обучающихся одновременно в одном классе как по общеобразовательной программе, так и по программе ОВЗ, - 2 человека из 15 (13%)? Ученики имеют разные уровни знаний и умений, разные склонности, у одних учебные навыки формируются быстро, у других - медленно…
Один из известных путей решения - предложить обучающимся задания разной сложности по одной учебной проблеме:
    первый вариант (облегченный) представляет собой задание, направленное на воспроизведение или усвоение учащимися основных понятий, фактов, формул, законов и т. д. Он рассчитан на тех, кто обладает невысоким уровнем знаний и умений, и представляет собой, как правило, алгоритм действия с использованием текста учебника, презентации и видео и простейших изучаемых по программе приборов;
    второй вариант (средний по трудности) состоит из заданий более сложных: на сравнение, постановку эксперимента, проведение самостоятельного анализа изучаемых фактов и явлений. Он рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовленности;
    третий вариант (наиболее трудный) содержит задания, требующие от ученика творческой работы мысли - самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов из дополнительной литературы, Интернета. В случае быстрого выполнения работы этим ученикам можно предложить дополнительное задание, например собранный фактический материал или сделанные выводы представить в виде таблицы (форму таблицы учащийся выбирает сам), это способствует развитию умения обобщать, делать выводы в сжатой и наглядной форме.
Вопросы, входящие в состав заданий каждого варианта, тоже дифференцированы по сложности, последняя возрастает от первого вопроса к третьему, что позволяет ученику постепенно входить в работу, а учителю - индивидуализировать его деятельность.
Используя методику подготовки к МВТ (методика взаимопередачи тем) в системе не классно-урочной организации обучения «Лента», варьирую сложность вопросов и их количество для каждого из учеников. На следующем этапе работа в группе (малой группе) - МВТ. Здесь внутри группы каждый может, если хочет, учиться друг у друга, получить помощь более сильного. Каждый обучающийся в группе выступает с ответами на свои вопросы.
Поясню сказанное примером.
В 8‑м классе (8‑й год обучения) при изучении вопроса «Электромагниты и их применение» учитель предлагает классу следующие три варианта заданий (все необходимое учебное оборудование для выполнения работы имеется на рабочих столах учащихся), направленных на усвоение материала.
Общий текст ко всем вариантам задания: прочитать §58 в учебнике («Физика. 8», А.В.Перышкин, 2011 г.), подготовить ответы на вопросы и выполнить экспериментальную работу (вопросы и указания к опыту приводятся ниже).
Вопросы и задания для варианта I (облегченный вариант) (для Дани П. использую еще и возможность его работы с учителем или с технологом):
Как устроен электромагнит? Каков принцип его действия? Как пользоваться устройством?
Для чего служит железный сердечник?
Каким еще способом можно усилить магнитное действие электромагнита?
Собрать электромагнит из данных деталей по предложенной схеме. Включить его в цепь, определить полюса при помощи магнитной стрелки. Схему опыта зарисовать.
Вопросы и задания для варианта II (средней трудности) (Рома и Даня М.):
Какими преимуществами обладает электромагнит по сравнению с постоянным магнитом?
Найдите в учебнике описание установки для сборки электромагнита. Начертите по этому описанию схему, соберите по ней из предложенных деталей цепь.
Объясните, почему при движении ползунка реостата в одну сторону магнитное действие на магнитную стрелку становится сильнее, а в другую - слабее.
Ответьте на вопрос: каким электромагнитом можно поднять больший груз - полосовым или дугообразным, если они сделаны из одного материала и одинакового размера? Почему?
Вопросы и задания для варианта III (повышенной трудности) (Алена и Женя):
Благодаря каким свойствам электромагнит нашел широкое применение?
Соберите электромагнит. Установите, как зависит магнитное действие от расстояния до притягиваемого предмета и силы тока в обмотке. Сделайте вывод.
Предложите, как построить сильный электромагнит, потребляющий малую силу тока. Соберите такое устройство.
Дополнительно, если осталось время, объясните работу электрического звонка, используя для этого его модель.
Как видим, вопросы для всех трех групп учащихся включают разные виды деятельности. Часть из них связана с самостоятельной работой по учебнику, часть - с выполнением практических действий: отработкой умений, навыков обращения с приборами, составления схем, а также есть и дополнительные задания для третьей пары (вариант III).
Известно, что некоторые ребята выполняют домашние задания не систематически. Это может быть связано и с тем, что для одних (слабых) задания трудны, у других (сильных) отсутствует интерес, так как они слишком легки. Такое положение удается преодолеть дифференциацией и индивидуализацией содержания домашних работ, проводимых на основе принципа деления работ по сложности на три варианта. Например, «Электромагниты и их применение» (8‑й класс) - домашнее задание - обязательно в одном из вариантов:
Вариант 1
Объясните устройство и работу электрического звонка по рисунку учебника.
Вариант 2
Начертите схему включения электрического звонка. Объясните устройство и принцип работы прибора.
Вариант 3
Начертите схему включения электрического звонка в вашей квартире. Каковы ее особенности по сравнению с простейшей? Как устроен и как действует ваш звонок?
Всем желающим
Используются ли на работе у ваших родителей электромагниты? Где и для чего?
Практикам хорошо известно, что некоторые учащиеся испытывают затруднения при решении задач по физике. Чтобы избежать этого, поступаю так: сначала знакомлю всех с алгоритмами решения типовых задач по изучаемой теме на этапе работы с учителем, затем предлагаю для решения номера задач в порядке возрастания сложности условия на этапе самостоятельной работы, подготовки к МВЗ (методика взаимообмена заданиями), на этапе работы в парах. Решив задачу, пусть даже с помощью учителя-ассистента, ученик должен подготовиться объяснить ее решение на следующем этапе работы учащимся. Более подготовленным ученикам - задачи посложнее, слабым - попроще, а Даниил П. часто имеет возможность пользоваться уже решенными задачами в учебнике, которых в учебнике Громова достаточно по каждой теме.
Тем, кто испытывает затруднения на отдельных этапах решения, предлагаю так называемые карточки помощи. Последние могут быть даны индивидуально на этапе самостоятельной работы либо работы в паре.
Карточка помощи состоит обычно из двух частей: указания и ответы. Первая часть представляет собой систему рекомендаций (или вопросов), расположенных в строгом логическом порядке, так, что исполнение их или правильные ответы на них приводят к решению задачи. Во вторую часть входит последовательность ответов на каждое указание или вопрос. Она предназначена для самоконтроля за процессом решения задачи или (в случае с Даней) возможности проследить, как решается задача.
Например, задача на второй закон Ньютона (9‑й класс):
На тело массой 0,2 кг в течение 5 с действовала сила 0,1Н. Чему равны скорость и путь тела после воздействия?
Первая часть карточки:
Внимательно прочти задачу, запиши, что дано, что надо найти.
Подумай, как будет двигаться тело, если на него действует постоянная сила.
Сделай рисунок, координатную ось ОХ направь по направлению движения тела, укажи все векторные величины. В соответствии с рисунком укажи данные задачи в проекциях на ось ОХ.
Как определить модуль перемещения при равноускоренном движении?
Вспомни и запиши второй закон Ньютона. Найди модуль ускорения.
Зная ускорение, найди пройденный путь.
Вспомни, как определить конечную скорость тела при равноускоренном движении из состояния покоя.
Выполни расчет скорости.
Вторая часть карточки:
Дано:             Решение:
υ0=0
m=0,2 кг
t=5 с
F=0,1 Н
υ-?
S-?

Тело будет двигаться равноускоренно

Fх=F; aх=a; υх=υ; Sх=S
При υ0=0 перемещение S=at2/2 (см. §8 учебника)
a=F/m=0,1 Н/0,2 кг=0,5 м/с2
S=at2/2=0,5 м/с2·(5 с)2/2=6,25 м
υ=at (см. §6 учебника)
υ=0,5 м/с2·5 с=2,5 м/с
Ответ: 2,5 м/с, 6,25 м
Существует правило: прежде чем обращаться к «ответной» части карточки, учащиеся должны попытаться самостоятельно решить задачу или воспользоваться лишь первой частью. Только по истечении отведенного времени учитель (технолог или ассистент) предлагает вторую часть. Карточка для Дани П. одна, она дана сразу. Опыт показывает, что эффективность самостоятельной мыслительной работы этими способами достигается.
Более подготовленные ученики по предложению учителя могут за это время поработать не только с исходной задачей, но и выполнить дополнительное задание, например составить и решить обратную к ней.
Описанный прием помимо дифференциации работы может включать решение: а) с подробной подсказкой, б) с направляющими указаниями, в) полностью самостоятельное, то есть без карточки помощи. Плюс работа по составлению обратной задачи позволяет дать эталоны решения и рационально обучать слабых и средних учащихся процессу решения.
Ниже приведен пример того, как использовать карточки разного уровня на этапе парной работы.
Фрагмент карточки для обучающихся высокого уровня подготовленности:
7 г. о. Карт. №2. В паре Маша - Лев.
Решите в паре задачи:
1. На сколько сантиметров растянется пружина жесткостью 105 Н/м под действием силы 21 Н?
2. Чему равна жесткость пружины, если под действием силы тяжести 2Н она растянулась на 4 см?
Карточка для обучающихся среднего уровня подготовленности:
7-й г. о. Карт. №2. В паре Полина - Нина.
Решите в паре задачи:
1. На сколько сантиметров растянется пружина жесткостью 105 Н/м под действием силы 21 Н? Используй закон Гука, выразив из него Δl.
2. Чему равна жесткость пружины, если под действием силы тяжести 2Н она растянулась на 4 см? Используй закон Гука, выразив из него k.
Как видно, в карточке для обучающихся среднего уровня подготовленности появились формулы для вычислений.
В таблице 1 приведен пример дифференцированного подхода на этапе самостоятельной работы (подготовка к МВТ).
Отмечу, что задание для самостоятельной работы по изучению нового материала дается дифференцированно в зависимости от уровня подготовленности обучающихся (карточки №1‑3).
В таблице также приведен пример задания (карточка №4) к следующему элементу занятия в ленте - этапу работы в группе, где обучающиеся излагают подготовленный материал.
Наши педагоги не раз и не два столкнулись с трудностями при обучении Александра Т. в связи с его неуравновешенным поведением.
Для преодоления данной проблемы решила использовать творческие способности мальчика. На этапе групповой работы в ленте ученики готовили сценку «Масса, плотность и объем». Александру была отведена роль режиссера, что позволило направить его энергию в нужное русло.
При выполнении групповой лабораторной работы по теме «Определение плотности вещества по массе и объему» Александр Т. был проверяющим. Ученики измеряли массу учебными (рычажным) весами, а ему доверили электронные. Он определял, насколько точно выполнены измерения.
В заключение отмечу. Положительные стороны дифференциации позволяют:
- исключить уравниловку и усреднение детей;
- повысить уровень мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
- объединить детей в группы равных по способностям для облегчения учения и усвоения предметного материала;
- создать щадящие условия для более слабых учеников.
Учитель получает возможность:
- помогать слабому ученику, уделять больше внимания сильному;
- не снижать общий уровень преподавания;
- эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- создавать оптимальные условия для более сильных учащихся.
Таким образом, применение дифференцированного подхода на уроках позволяет решить многие учебно-воспитательные задачи:
- повышение сознательности и прочности усвоения знаний учащихся;
- выработка у детей умений и навыков, требуемых учебной программой;
- умение пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде;
- развитие у учащихся познавательных способностей, наблюдательности, пытливости, логического мышления;
- привитие учащимся культуры умственного и физического труда;
- понимание необходимости занятия самообразованием.

Надежда ДЕРИБИНА, учитель физики Пушнинской средней общеобразовательной школы Беломорского муниципального района Республики Карелия