Поэтому, например, оценивать деятельность современных органов управления образованием, в частности модернизацию педагогического образования, изменения в предметном содержании и другие проводимые мероприятия, на основании результатов PISA можно будет отчасти в 2021 году, а полностью только в 2024 году. Таков временной лаг.

PISA: одна из многих
PISA - это система координат, в которой важно находиться, но не обязательно в первой десятке, ее необходимо учитывать в государственной политике, но руководствоваться не только ею. Не хотелось бы увидеть российское образование во второй (нижней) части рейтинга, но нужно ли нам быть в первой десятке? PISA - это средство посмотреть на себя со стороны, сравнить с результатами других стран и понять, чего именно мы как страна хотим достичь, какие недостатки и достоинства присутствуют в нашем общем образовании. Слишком простая логика - выстраивать всю образовательную политику в соответствии с одним, хоть и солидным, международным исследованием. Для получения объективной оценки нужно использовать несколько систем оценки качества образования, учитывающих большее количество факторов, чем только результаты PISA.

Нужна своя система оценки
Возможно, России вместе с Белоруссией, Казахстаном, Китаем и другими государствами также необходимо думать над созданием (в дополнение к имеющимся) еще одной международной системы оценки качества обучения и воспитания, учитывающей не только формальные способности человека, но и духовно-нравственную, культурную, творческую составляющие развития личности, ценностный аспект образования и, конечно, способность решать прикладные задачи, уровень социально-экономических знаний.

Как повысить результаты PISA?
В этот раз увеличилось количество стран, участвующих в PISA, поэтому изменился и общий расклад. К тому же как в современной России нередко происходит натаскивание детей на ЕГЭ, за что иногда и ругают нашу систему, так в ряде стран-победительниц, особенно в Азии, происходит натаскивание обучающихся на PISA-подобные задания. Естественно, на таком «допинге» они будут решать их лучше.
Можем ли мы пойти таким путем? Вполне, создав метапредметные олимпиады, массовые бесплатные онлайн-тренажеры для отработки PISA-подобных заданий обучающимися во внеучебное время.
Но смысл не в том, чтобы повысить позицию в рейтинге, а в том, чтобы повысить уровень образования в стране. Надо смотреть на исследование как на объективный срез информации, который указывает недостатки нашей системы, и исправлять их.
Нужно больше развивать взаимодействие между учителями-предметниками, чтобы они работали в команде, повышать предметную квалификацию учителям, активно, но разумно перенимая в том числе лучшую иностранную практику.
Сегодня учитель не просто передатчик знаний и не только воспитатель, это профессионал, который своим примером показывает, как жить и учиться в изменяющемся, нестабильном мире. Отслеживая современные образовательные, технологические, методические изменения, учитель может осовременить процесс обучения, и тогда результаты PISA повысятся.
Почему результаты Москвы выше российских?
Высокие результаты в PISA-2018 Москвы не являются следствием только «особых результатов в сфере управления образованием», причины шире. Отличия московской системы образования от российской в том же, в чем и отличие Москвы как конгломерата от других территорий нашей страны. Москва - город с большими возможностями, конкуренцией, возможностью реализовать любой потенциал самым разным личностям, найти свой путь почти каждому. Москва не определяет направление образования, а создает условия для реализации любого образовательного запроса. Москва как крупный город требует от своих жителей владения такими компетенциями ХХI века, как коммуникабельность, умение работать в группе, владение одним или несколькими иностранными языками (в дополнение к предметным знаниям), активная жизненная позиция, толерантность, работа с различными информационными источниками. Эти компетенции формируются вне прямой зависимости от школы и родителей, сама среда проживания определяет их. Москва давно вошла в цифровую эпоху постиндустриального пространства, где нет границ между государствами, где каждый может находиться в любой момент времени в любом месте. Таким образом, сама среда города-конгломерата определяет раскрытие образовательного потенциала каждого обучающегося.

Что делать?
Следует отметить, что не мы одни испытали PISA-шок. Германия в начале нулевых, крайне гордившаяся своим школьным образованием, была повергнута в самое настоящее потрясение столь низкими результатами PISA. И ничего. Исправились. Провели необходимые реформы и существенно наверстали упущенное. Так что и у нас шансы на улучшение к 2024 году есть.

​Евгений МАЛЕВАНОВ, директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС