Но как вооружить современного школьника энциклопедическими знаниями, и не просто вооружить, но заинтересовать, создать такую ситуацию непрерывного обучения, при которой ребенок бросит компьютерную игрушку или бессмысленное разглядывание развлекательных роликов и картинок в Интернете и серьезно займется самообразованием, штудируя электронные энциклопедии и солидные образовательные сайты? Нам на помощь вновь приходит игра, игра интеллектуальная, но проводится она не на уроках, а во внеурочное время.
К счастью, Департамент образования и науки города Москвы предлагает московским школьникам самые разнообразные развивающие мероприятия: олимпиады, конкурсы, квесты, турниры, тематические встречи. Рассмотрим одно из них.
«Что? Где? Когда?». Пожалуй, самая популярная интеллектуальная телепередача, широко известная не только в нашей стране, но и за рубежом. Не только мамы и папы современных школьников, но и их бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки с нетерпением ждали и до сих пор ждут очередного выпуска и с интересом смотрят, пытаясь ответить на замысловатые вопросы. И в эту игру, которую ведут самые настоящие игроки Клуба знатоков - методист Борис Леонидович Хейфец и сценарист и редактор Евгений Игоревич Нехаев, - можно сыграть ребятам! Кто откажется испытать свои интеллектуальные возможности в новой игре прежнего формата «Кубок Воробьевых гор»? И большой вопрос, кто входит в больший азарт - сами дети или их родители.
Не обошла стороной интеллектуальная игромания и школу №1158. Наши команды результативно участвуют городском проекте «Кубок Воробьевых гор по интеллектуальным играм среди школьников» с 2016 года. И с каждым годом количество команд в «играх разума» растет. Первоначально было шесть команд в разных возрастных категориях, а сейчас это число выросло почти в пять раз, увлекая все большее число школьников и их родителей. «Маяк», «Лидер», «Алые паруса», «Телескоп», «Искра», «Планета», «Дельфины», «Эрудиты», «Логос», «Вербум», «Знак», «Интеграл», «Энигма», «Королевская армия», «Веселые ребята», «Лицеисты 1158», «Умницы и умники», «Механики», «Инженеры будущего», «Зато красивые» и даже «Пожилая черепаха». Такое впечатление, что ты попал в футуристический мир или сказку. Растет и число педагогов - руководителей команд. Родители также активно вовлекаются в этот процесс.
Наши команды играли успешно, не раз выходя в финал игры и становясь призерами. Поэтому Борис Леонидович Хейфец предложил проводить отборочные туры на базе школы, а самому ГБОУ «Школа №1158» стать школьной площадкой. И большая заслуга педагогов Валентины Николаевны Овчаренко и Татьяны Валерьевны Гатунок, психологов Дмитрия Михайловича Юферева и Маргариты Александровны Сальниковой, пожелавших реализовать эту замечательную идею. Большую организационную работу взяла на себя методист Надежда Юрьевна Тамарова. Значительную роль сыграла поддержка этой инициативы директором школы, председателем МСД №30 Татьяной Григорьевной Кирковой.
А как же иначе? Ведь интеллектуальное соревнование «Кубок Воробьевых гор» не только стимулирует познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор, мотивирует к учебной деятельности, но и раскрывает таланты детей, учит умению работать в команде. Особенно ценен метапредметный посыл игры в условиях требований современных образовательных стандартов.
В процессе подготовки дети, увлеченные соревнованием, осваивают большие объемы энциклопедического материала, родители готовы сами заниматься с детьми и тренировать команды, инициировать экскурсии. И никто не жалуется на недостаток времени и трудности. Сама игра выявляет проблемы современного школьника: невнимательность, отсутствие концентрации, неумение интерпретировать текст. А как бывает обидно, когда проходили ведь это на уроке, а сейчас не можешь вспомнить, поскольку привык поминутно обращаться к телефону как к источнику информации и перестал запоминать материал! Игра также учит детей работать в команде, дисциплинирует, организует, учит быть ответственными не только за себя, но и за товарища.
И это хорошо, что познавательный дух «Кубка Воробьевых гор», демократичная обстановка, созданная его организаторами, отсутствие бюрократических препятствий и готовность ведущих прийти на помощь в решении организационных вопросов и затруднений позволяют увлекать знаниями все большее число ребят. Замечательно, что находятся энтузиасты из числа директоров школ, администрации, сотрудников и педагогов, готовых поддержать интеллектуальное движение среди школьников. Прекрасно, что в Москве создана и поддерживается на всех уровнях уникальная насыщенная образовательная среда для детей.

Марина КРАВЦОВА,
учитель школы №1158, кандидат философских наук