Основной задачей в своей работе мы считаем создание условий для всестороннего развития и обучения, обогащение социального опыта детей с ОВЗ и гармоничного включения в коллектив сверстников. Для этого на базе нашей школы создана преемственная система оказания помощи на всех уровнях образования.
В школе работает социально-психолого-педагогическая служба, которая объединяет всех специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Одно из направлений работы данной службы - это проведение социально-психолого-педагогического консилиума, на котором специалисты обсуждают результаты проведенной диагностики, определяют дальнейшие маршруты для детей, подбирают наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство у нас успешно функционирует группа «Перспектива». Особую роль в этой группе играет предметная среда, она организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность для развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны специальные пособия, используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оборудованы мягкими модулями и мягкой игровой мебелью. Для воспитанников этой группы создана Монтессори-среда, состоящая из зон, где дети осваивают навыки практической жизни, где они развиваются и занимаются творчеством.
Группу «Перспектива» посещают лишь часть детей с ОВЗ, другие интегрированы в группы общеразвивающей направленности. В школе они обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, но по собственному индивидуальному учебному плану.
Осуществление коррекционного процесса реализуется при участии целой команды специалистов:
- педагог-психолог проводит диагностику ребенка по всем линиям психологического развития, осуществляет коррекционную работу согласно заключению ЦПМПК, осуществляет просвещение и консультирование педагогов и родителей;
- учитель-логопед определяет актуальный уровень речевого развития воспитанников, проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации родителям и другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми;
- воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы;
- учитель строит процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, подбирая адекватные и наиболее эффективные методы и приемы преподавания;
- учитель дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Неотъемлемой частью коррекционного процесса является работа в тесном контакте с родителями. Педагоги и специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей, разрабатывают методические рекомендации по организации самостоятельной работы дома. Общие усилия значительно повышают результативность коррекционного процесса.
Благодаря психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ специалистами нашего образовательного учреждения дети получают возможность социализироваться, гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферах как в дошкольных группах, так и на этапе обучения в школе. Наши педагоги создают для обучающихся эмоционально комфортную развивающую среду, способствующую максимальной коррекции имеющихся трудностей.

Ирина КАЗАНСКАЯ,
учитель-логопед школы №657