​Продолжение. Начало в №48

Опыт реализации профильного и предпрофильного архитектурного образования на базе школы №1298 показал свои положительные результаты: позитивные отзывы учеников и родителей, многочисленные победы и достижения в профильных конкурсах, фестивалях, турнирах, олимпиадах свидетельствуют о перспективности развития данного направления. Количество учеников, желающих обучаться по данному профилю, выросло в несколько раз. Теперь наряду с инженерно-архитектурными классами открыты классы дизайна, которые будут иметь не инженерную направленность, а гуманитарную.
Совсем другие акценты в деле художественного развития учащихся поставлены в школе №1416 «Лианозово». Особенность школы в системности взаимного дополнения базового, внеурочного и дополнительного обучения учащихся. Высокий уровень ведения уроков изобразительного искусства, профессионализм учителей способствовали вниманию к ним разработчиков инновационных учебников и учебных пособий для общей школы. Обучающиеся ежегодно подтверждают свои результаты на всех городских мероприятиях и проектах, связанных с искусством: олимпиады, конкурсы, фестивали. Эффективность уроков требует продолжения в послеурочное время, и в школе были организованы занятия изостудий «Мастер» и театр моды «Абрис», которые уже завоевали звание ведущих творческих студий Москвы. Это помогает создать в школе особую творческую обстановку для всех учащихся.
В школе проводятся конкурсы «Грим. Прическа», «Мир глазами наших учеников», «Новый взгляд», конкурсы оформления праздников. У детей воспитывается вкус к одежде, оформлению человека, пониманию художественного смысла бытовых вещей, то есть присутствия в свойствах вещей способности управлять нашим поведением! Школьная образовательная среда помогает учащимся осознанно выбирать профессии дизайнера, модельера, успешно поступать в колледжи и вузы художественной направленности.
Особой эффективности художественного развития учащихся достигают педагоги школы №1955. Высокий педагогический профессионализм отражается на результатах обучения, школа превратилась в своеобразный оазис детского художественного становления. Недавно с учениками старших классов прошла дискуссия о том, какие профессии сохранятся в мире меняющихся реальностей и что ждет искусство в будущем при торжестве робототехники. Дети пришли к очень интересным выводам о том, что больше, чем сейчас, будет цениться уникальность, что если есть ядро, связанное с образованием и передачей традиции, то культура и традиции непрерывны, и выделили несколько главных моментов:
- искусство учит нас наделять смыслом видимый и воспринимаемый мир, а значит, помогает нам делать жизнь более важной и ценной;
- учить надо не только тому, зачем и как создавать произведение, но и тому, зачем его понимать и как с ним общаться, как оно должно жить в общей жизни;
- любая новая, даже самая новая, технология - это лишь инструмент, надо уметь поставить задачу, а потом решать, каким инструментом ее осуществить.
Вот к таким выводам пришли подростки школы №1955.
Обучение художественным дисциплинам, уровень подготовки учащихся здесь уникальны. Выпускников охотно принимают самые престижные художественные вузы.
Одной из наиболее действенных особенностей преподавания этой школы являются пленэрные практики в каникулярное время. Нельзя сказать, что это открытие только данного коллектива, но нигде не удается создать такую системную организацию дела, так многозначно ставить задачи и, может быть, самое главное, создавать традицию взаимообучения и дружеского взаимодействия между учениками разного возраста и их педагогами. Пленэрные практики погружают учащихся в очень интенсивную и осознанную работу, каждый вечер проводятся рефлексия, ежедневные просмотры и обсуждение работ. Это позволяет создать среду позитивной конкуренции. Знакомство с городами и весями нашей Родины, ее прекрасными пейзажами и культурой исторических мест России не только на туристических экскурсиях, а с карандашами и красками, воплощая в образах свои впечатления, в творческой работе формирует личностные патриотические качества ребят. А поездки в другие страны позволяют сформировать у детей представление о разно­образии мира вообще и мира искусства в частности.
Своя точка зрения на место и роль изобразительного искусства в учебном процессе начального и основного общего образования сложилась в школе №109. Предмет «Изобразительное искусство» оказывает влияние на эмоциональное, духовное, интеллектуальное развитие личности, на формирование морально-нравственных ценностей, устанавливает прочные связи с реальным миром, развивает эстетику его восприятия, формирует познавательные и созидательные навыки детей, так как направлен на практическое созидание материально-духовных ценностей, когда дети создают свои собственные произведения. И это один из немногих, а при современном перечне предметов основной школы единственный, оказывающий влияние на развитие пространственного мышления подрастающего поколения, что очень важно для изучения таких предметов, как математика, физика, информатика. Без развитого пространственного мышления затруднительно поступление учащихся в технические средние специальные и высшие учебные заведения. Становление эмоционально-образного, художественного типа мышления наряду с рационально-логическим, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
В школе №109 большое внимание уделяется профессионализму педагогов. Поэтому в начальной школе с первого года изобразительное искусство ведет специалист-предметник, что обеспечивает системную и действенную реализацию личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. И во второй половине дня изобразительное искусство представлено широко. Есть кружки по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, керамике. Для учащихся 1‑го класса открыт кружок «Азбука рисования». Кроме того, в основной школе открыты художественно-графические классы. За время обучения в начальной школе учащиеся определяются с дальнейшим профилем своего обучения. Так как администрация школы внимательно относится к современным тенденциям и желанию учеников и их родителей, то в последние годы происходит набор не только в общеобразовательные художественно-графические группы, но и в гимназические. В этих классах осуществляется углубленное обучение предметам «Живопись», «Рисунок», «Композиция», и количество часов по изобразительному искусству увеличивается до 6 часов в неделю, они складываются из одного базового урока, двух часов элективного курса (по рисунку и по живописи) и кружковых занятий в системе дополнительного образования. Таким образом, происходят всеобщий охват детей по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе и углубленное обучение в основной.
Школа №996 успешно сотрудничает с коллективом под руководством академика Б.М.Неменского, здесь проводились экспериментальные уроки. Сегодня особый акцент в преподавании искусства делается на самостоятельности в творчестве учащихся и на восприятии, развитии умений интерпретации произведений искусства. На занятиях ребята осваивают различные техники и художественные материалы. В настоящее время существует множество материалов, которые редко применялись в искусстве прошлых эпох: различные фломастеры, мелки, бумага разной плотности, структуры и фактуры, оргстекло, дерево. На уроках учащиеся также выполняют работы в различных нестандартных техниках и с использованием необычных материалов. В школе также есть театральная студия, которой необходимо взаимодействие с юными художниками для создания костюмов, афиш, декораций.
Вряд ли можно перечислить все наиболее интересные в развитии именно художественного образования московские школы. Их немало. Необходимо было бы еще отметить школу №993 имени Твардовского, где на высоком уровне ведутся занятия разными прикладными видами искусства. В школе №1637 высоких успехов ежегодно достигают учащиеся начальной школы, побеждая во всех конкурсах и творческих соревнованиях и удивляя всех богатством своей фантазии и яркостью воображения.
В школе №1560 «Лидер», в корпусах имени А.С.Пушкина и А.А.Дельвига (дирек­тор Т.А.Цур­кан, педагог В.Н.Афон­ская), в студиях отлично поставлено классическое художественное обучение в традициях отечественной реалистической школы. А еще популярностью у ребят пользуется студия линогравюры. Здесь учащиеся изучают основы печатной графики. Работа проводится последовательно - от эскиза, вырезания формы до печати на станке. Темы различные: история гравюры, лубок, японская и европейская гравюра, наблюдение жизни, насекомые, животные, портрет… Язык гравюры лаконичен, учащиеся развивают композиционное мышление и чувство ритма, умение понимать и завершать форму. В школе созданы хорошие условия: специальный класс, лаборантская, настольные мольберты, мольберты-хлопушки, богатый натюрмортный фонд из предметов быта разных времен, макеты, гипсовые головы и фигуры. А кроме этого, создана атмосфера настоящей художественной галереи из лучших работ учащихся и произведений педагога. Особенно важно и интересно то, что лучшие свои работы учащиеся школы регулярно передают в московские детские больницы, где светлые и жизнеутверждающие темы их рисунков, украшая стены, помогают лечащимся там детишкам.
Но в эпоху цифрового общества, конечно, информационные технологии, компьютер осваиваются в каждой школе. Занятия ведутся с опорой на уроки Московской электронной школы. Все знаменитые галереи мира сегодня виртуально доступны школьникам.
Творческие студии изучения компьютерных технологий открываются во многих школах. В современный век цифровых технологий надо, чтобы обучающийся научился осознавать значение компьютерной техники как инструмента для работы, учебы и самореализации, приобщаясь к информационной культуре в ее различных проявлениях. Общение с компьютером и с помощью компьютера, путешествия в виртуальных пространствах оказывают реальное воздействие на становление личности, особенности восприятия окружающего мира. Сегодня в ряде образовательных организаций, так же как и в школе №293, существуют секции 3D-моделирования, компьютерной графики. Особый интерес учащихся вызывают возможности анимации. Сделать свой мультфильм - это и сегодня кажется удивительным. Но надо понимать, что компьютер - это инструмент, здесь мало овладеть программами, творцом художественного произведения по-прежнему остается художник. Педагоги художественных дисциплин - учителя изобразительного искусства, обучаясь новым компьютерным технологиям, начинают активно использовать свои знания, создавая с детьми новые продукты - презентации, фильмы, мультфильмы, - предъявляя к ним не только технические, но и художественные требования. Сегодня это особенно важно, так как при массовой доступности может резко упасть вкусовое и содержательное значение новых видов общения. Для нас главная задача - поддержать учителей, деятельность которых направлена на активное использование информационно-коммуникационных технологий в художественном образовании, а также способствовать повышению художественного уровня создаваемых мультимедийных произведений. Потребность в обмене опытом, укреплении культурных и профессиональных связей между педагогами искусства, возможности показать свои достижения на новом уровне побуждают педагогов приходить на курсы повышения квалификации и участвовать в специальных конкурсах, где команды учащихся московских школ показывают замечательные мультимедийные произведения.