Все больше столичных школ переходят на предпрофессиональное образование и становятся участниками образовательных проектов Департамента образования и науки города Москвы. В столице появились и активно развиваются медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие классы. Основной акцент сделан на формировании навыков и умений для реальной жизни.
Главной проблемой таких проектов для будущих выпускников является необходимость правильно сделанного выбора, расстановки приоритетов. Для тех, кто уже наметил свою образовательную траекторию, задача заключается в выборе образовательного учреждения с данным предпрофессиональным направлением и возможностью участия в проекте.
Для самих школ, реализующих программы предпрофессионального образования, участие в проектах предполагает ряд условий, связанных с количеством классов в параллели, оснащением учебных кабинетов и лабораторий, подготовкой педагогов и результатами обучающихся.
Менее требовательным по стартовым условиям, но не менее значимым на уровне основного общего образования является проект «Математическая вертикаль». В рамках этого проекта московские школы отбирают мотивированных детей в конце 6‑го класса и учат математике по углубленной программе в 7‑9‑х классах. В 2018 году открылись 300 7‑х математических классов в рамках проекта «Математическая вертикаль». Проект призван обеспечить многоцелевую предпрофильную подготовку по математике и смежным областям, что поможет школьникам выбрать дальнейший маршрут обучения. «Математическая вертикаль» - это математика не как искусство, математика для работы, математика для будущей профессии.
Особенность проекта - его общедоступный характер. Для участия в проекте школа должна иметь педагога по математике, прошедшего городское тестирование; обучающиеся по итогам вступительной работы в конце 6‑го класса должны набрать не менее 6 баллов (из 22), и учебный план образовательной организации по математике должен включать в себя 4‑5 часов алгебры, 2‑3 часа геометрии и 1‑2 часа статистики (не менее 10 часов математики в целом). Обучающиеся классов «Математической вертикали» учатся по программам и учебно-методическим пособиям, которые разрабатываются специально для этого проекта. Пособия опубликованы в библиотеке Московской электронной школы. При этом основные учебники для занятий остаются те же, что использовались по обычной программе. Рабочая программа по предмету предполагает адаптацию к любому учебнику математики, включая УМК по алгебре (для 7‑9‑х классов) авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон. Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» всегда готов поделиться опытом в этом направлении и регулярно проводит семинары для учителей.
В 2019‑2020 учебном году в проекте «Математическая вертикаль» участвуют уже 395 школ и 31 школа принимает участие в статусе кандидата в проекте. Основную консультативную и методическую поддержку школам оказывают ресурсные центры. На данный момент их 23. Выбор ресурсного центра не должен зависеть от территориального расположения, каждый из них разрабатывает свой индивидуальный сценарий работы над проектом, организует курсы повышения квалификации и семинары для учителей, мероприятия для обучающихся, готовит методические и дидактические материалы. Выбор ресурсного центра всегда остается за школой.
Школа №1526 на Покровской участвует в этом проекте с самого начала. В 2019‑2020 учебном году был набран еще один класс «Математической вертикали». После прохождения вступительной работы обучающимися и сдачи тестирования учителями математики главной задачей остается перераспределение класса, отбор участников проекта. Чем больше информации предоставляется обучающимся и их родителям, тем менее болезненно идет этот процесс. На официальном сайте школы есть раздел «Математическая вертикаль», где размещена вся актуальная информация о проекте, о текущих изменениях и его содержании. После прикрепления к ресурсному центру «Интеллектуал» эта задача стала в разы проще, так как на его официальном сайте есть вся исчерпывающая информация, включая демоверсии работ и варианты тестирования прошедших лет. Наше дело - разъяснить родителям и обучающимся, что проект «Математическая вертикаль» - это не отработка вычислительных навыков до автоматизма, как это понимают или хотят многие, это развитие математического мышления, логики. Поэтому обучение в проекте предполагает не только высокие баллы по итоговым тестам, но и участие в математических олимпиадах, решение олимпиадных задач. Именно такой подход делает уроки интереснее, а подготовку к ним сложнее. Учителю приходится подбирать материалы под конкретные темы, использовать новые технологии на уроке и выбирать способы подачи материала. На уроках активно используются материалы Московской электронной школы в дополнение к основным учебникам. В рамках сетевого взаимодействия обучающиеся классов «Математической вертикали» посещают уроки программирования и робототехники во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара.
По итогам диагностической работы в конце учебного года 100% обучающихся 7‑го класса преодолели минимальный порог и перешли в 8‑й класс «Математической вертикали». На этом основании можем считать свой первый опыт участия в данном проекте положительным.

Юлия МОРОЗОВА,
куратор проекта «Математическая вертикаль» школы №1526 на Покровской