- Анастасия Николаевна, весь апрель в дошкольных группах проходят дни открытых дверей для родителей, бабушек и дедушек. Пусть и нечасто, со стороны мам и пап все-таки звучит один и тот же вопрос: зачем отдавать ребенка в дошкольные группы, если дома есть кому за ним присмотреть?
- К счастью, таких родителей, которые не понимают, зачем их ребенку дошкольное образование, становится меньше. И все больше мамами и папами осознается преимущество такого образования, когда дело близится к поступлению в 1‑й класс. Причем масштабы этого социального явления таковы, что сейчас мы вынуждены по просьбе родителей организовать бюджетные группы кратковременного пребывания для детей 6‑7 лет, где детишек будут обучать грамоте, математике, информатике и изобразительному искусству педагоги школы. В полную силу такие группы заработают с сентября 2019 года. Радует и то, что родители все чаще проявляют желание отдать своего малыша в детский сад как можно раньше, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года (по мнению многих, оптимальный возраст для социализации в дошкольной группе, а по моему мнению - устаревший стереотип). Именно по социальному запросу родителей с каждым годом мы открываем все больше и больше групп раннего возраста (для малышей от полутора до двух лет и восьми месяцев) и группы кратковременного пребывания, где детишки проходят первичную адаптацию.
Родителям, которые все еще сомневаются, надо ли отдавать ребенка в дошкольную группу, хочу ответить, что дошкольное образование и «есть кому присмотреть» - это несравнимые, совершенно разные понятийные категории. Здесь ребенок находится на первой в своей жизни образовательной ступени - получает полноценное всестороннее дошкольное образование и благополучно, без эмоциональных срывов и психологических перегрузок переходит на вторую ступень - в начальную школу, становясь первоклассником. Тесты, которые проходят наши будущие первоклассники, красноречиво подтверждают: дети, не посещающие дошкольные группы, имеют более слабую подготовку к школе, особенно по эмоционально-психологическим показателям (конечно, бывают исключения, но очень редко). А почему? Потому что к семи годам не получили полноценных коммуникативных навыков, мотивационных задатков к учебному труду, зато получили устойчивое неприятие критики и неспособность противостоять неудачам.
В нашей школе реализуется «Основная образовательная программа дошкольного образования», соответствующая ФГОС, ФЗ «Об образовании в РФ», требованиям СанПиН и одобренная Министерством просвещения РФ. В ней предусмотрено главное - индивидуализация работы с каждым ребенком по освоению окружающего мира и познанию себя.
- Основная образовательная программа одна, а подход к каждому малышу индивидуальный? Как это работает?
- Когда знаешь методику, работается легко. Какова основная задача дошкольного образования? Сформировать физически крепкую инициативную личность, настроенную на познание, анализ, активные действия к успеху. А что для инициативной личности характерно? Произвольность поведения, самостоятельность, общительность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, творческий подход к деятельности. Задача педагога - определить возможности, склонности и потребности каждого воспитанника, создать комфортные условия для их развития, давая посильные задачи, и наблюдать за движением к новым достижениям. Это происходит через игры, беседы, экскурсии, выставки, театральную деятельность, участие в праздниках, выступления на публике (перед родителями, сверстниками), художественное творчество, спортивные мероприятия. А в последние два года активно развиваем проектную деятельность, в которую с удовольствием включаются и родители.
Есть основная базовая программа, на основе которой каждый педагог разрабатывает свои вариативные подпрограммы в соответствии с запросами, потребностями, интересами конкретных воспитанников.
Если надо усилить работу над речью, скорректировать психо­эмоциональный фон, проводим индивидуальные и групповые занятия с логопедом, педагогом-психологом. Такая возможность есть во всех наших корпусах, где реализуется программа дошкольного образования.
В каждом корпусе есть инструктор по физической культуре, и у каждого - своя программа по укреплению здоровья. А в четырех корпусах для дошкольников (№В «Сказка», №Е «Солнышко», №Ж «Маячок», №К «Карамелька») есть бассейны. Ребята дополнительно учатся плаванию. Польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде. Это один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым (закаливание, профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата). Кроме того, упражнения, связанные с погружением в воду, вызывают у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Продолжительность занятий в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка. В младшей группе - 15‑20 минут, в средней - 20‑25 минут, в старшей и подготовительной группах - 25‑30 минут.
- О каких особенностях образовательных программ для подготовительных групп родителям следует знать в первую очередь?
- Самое главное, это выработка необходимых поведенческих навыков для школьного обучения. Ребенок должен привыкнуть к роли ученика. Усиливается консультативная работа с родителями и добавляются занятия по подготовке к школе (на мотивацию к учебе, развитие мелкой моторики, самооценки, на логику). С ребятами занимаются шахматами, лего-конструированием. А с сентября этого года по просьбе родителей в подготовительных группах помимо обучения грамоте, математике, информатике будут вестись занятия «Английский язык для малышей». Обучение происходит через игру. Ребята постепенно, играючи, научатся отвечать на элементарные вопросы, называть предметы и кратко их описывать, составлять небольшой рассказ о себе, семье, увлечениях. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, на развитие его языковой культуры, расширение кругозора. Основным условием, при котором можно добиться успеха в обучении, является регулярность в занятиях. Необходимо заниматься с детьми каждый день, но не утомлять их, особенно на первом этапе обучения. Большую пользу принесут ежедневные занятия по 30 минут, чем два-три раза в неделю по 1 часу.
В настоящее время учебный план пока формируется, поэтому точная информация, в каких корпусах по каким конкретно направлениям будут вестись занятия, появится в августе. Мы учитываем пожелания родителей.
Признаюсь, я тоскую по названию «детский сад», давным-давно придуманному немецким педагогом Фребелем. Дети всегда были, есть и будут цветами жизни, за которыми умело и тщательно ухаживают педагоги - цветочницы. Любуюсь нашими воспитанниками, которые знают свой особый рецепт счастья. И наша задача сделать так, чтобы вся их жизнь была успешной…

Наталья ДОНОВСКАЯ,
педагог-организатор школы №1173