В реализации этого проекта педагогический коллектив увидел для себя возможность повысить качество предпрофессиональной подготовки школьников, модернизировать систему профориентационной работы, расширить сферу взаимодействия с вузом, установить партнерские связи с предприятиями, усовершенствовать свою материально-техническую базу, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива и более полно использовать творческий потенциал педагогов.
В настоящее время в школе 29 инженерных классов, в которых обучаются 880 человек по следующим профилям: естественно-научный (физико-математический, физико-химический, химико-биологический) и технологический (информационно-технологический). Особенность образовательного процесса в бауманской инженерной школе №1580 в ориентации на систему преподавания в высшей школе, в частности в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Это обеспечивает непрерывность образования и его преемственность, а также способствует психологической адаптации школьников к продолжению обучения в вузе. Так, в школе организована лекционно-семинарская система занятий по профильным дисциплинам (математике и физике), классы на этих предметах объединяются по потокам на лекциях и делятся на группы на семинарах. С целью проверки усвоения знаний даются индивидуальные домашние задания (аналог расчетно-графических работ), проводятся коллоквиумы, семестровые контрольные работы и зачетные недели. Так же как и в вузе, в школе проводятся еженедельные консультации во второй половине дня по математике и физике, на которых обсуждаются проблемные вопросы, возникшие при изучении новой темы, при подготовке к семестровой работе, коллоквиуму или зачету, при выполнении индивидуальных домашних заданий. Кроме обязательных для изучения предметов учащимся предлагаются спецкурсы, направленные на повышение мотивации к выбору инженерных профессий. Развитию математического и инженерного мышления, формированию целостной картины мира способствует и интеграция общего и дополнительного образования по профильным дисциплинам. Полученные знания учащиеся с успехом демонстрируют на интеллектуальных соревнованиях, становясь победителями либо занимая призовые места.
Проект «Инженерный класс в московской школе» открыл для нас новые возможности для формирования устойчивого интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям, к дальнейшему обучению и развитию в научно-технической сфере. Профилизация школьников в области инженерных наук строится в тесном взаимодействии с Национальным исследовательским университетом техники и технологий Московским государственным техническим университетом имени Н.Э.Баумана. С этой целью проводятся регулярные встречи с деканами и ведущими преподавателями университета, организуется посещение выпускающих кафедр и научных лабораторий, а также базовых предприятий университета. При содействии университета школа заключила более 10 договоров о сотрудничестве, в том числе с такими предприятиями, как акционерное общество «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» имени И.И.Торопова» (АО ГМКБ «Вымпел»), акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я.Карпова» (АО «НИФХИ им. Л.Я.Карпова»), акционерное общество «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А.Доллежаля» (АО «НИКИЭТ»).
Для всех учащихся 10‑х инженерных классов проводится летняя научно-ознакомительная практика в МГТУ имени Н.Э.Баумана, в рамках которой проводится научно-образовательный практикум «Бауманский старт в профессию». Обязательной частью практики является поездка в Дмитровский филиал МГТУ имени Н.Э.Баумана (Орево), на территории которого расположено уникальное демонстрационное оборудование военно-космической направленности, а также посещение предприятий, которые являются базой отраслевых факультетов университета (ПАО РКК «Энергия» имени С.П.Королева, АО «ВПК «НПО машиностроения» и др.). Учащиеся посещают музеи предприятий, знакомятся с продукцией оборонно-промышленного комплекса (ОПК); на встречах с представителями кадровых служб предприятий, с сотрудниками отдела целевого набора МГТУ имени Н.Э.Баумана узнают об особенностях заключения договора о целевом обучении с предприятиями, о социальных льготах, предоставляемых предприятиями своим целевым студентам, о перспективах дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
В рамках взаимодействия школы с университетом в течение учебного года для наших учащихся проводятся научно-образовательные экскурсии с интерактивными программами на действующем экспериментальном оборудовании в научно-образовательных центрах (НОЦ) МГТУ имени Н.Э.Баумана, таких как «Криология», «Ионно-плазменные технологии», «Формула-Студент», «Фотоника и ИК-техника», Молодежный космический центр, Центр инновационных технологий сварки и диагностики, Дом физики. Чтобы школьники могли применить свои теоретические знания, кафедры факультетов (например, «Энергомашиностроение», «Машиностроительные технологии», «Специальное машиностроение») организуют практические занятия, на которых учащиеся разрабатывают свои мини-проекты.
Одним из направлений взаимодействия с МГТУ имени Н.Э.Баумана является выполнение лабораторных работ по математике, физике, информатике, физической химии, экономике на базе университета под руководством преподавателей кафедр. Например, на инженерном оборудовании кафедры СМ-3 (факультет «Специальное машиностроение») школьники проводят работу по определению скорости пули и ее максимальной кинетической энергии; в лаборатории кафедры Э-4 (факультет «Энергомашиностроение») знакомятся с различными способами охлаждения в технике. Каждый наш школьник начиная с 7‑го класса выполняет в течение года на базе кафедрального оборудования в университете не менее двух работ. Таким образом, более 1200 учащихся вовлечены в вузовский лабораторный практикум ежегодно.
Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к само­определению и творчеству, формирования инженерного мышления в нашей школе организованы проектные мастерские, работу в которых возглавляют магистранты ведущих кафедр МГТУ имени Н.Э.Баумана, благодаря чему реализована модель профессионально ориентированной исследовательской проектной деятельности. В школе ежегодно проводится проектно-исследовательская конференция, в работе которой принимают обязательное участие в качестве экспертов преподаватели и специалисты МГТУ имени Н.Э.Баумана, в том числе Центра довузовской подготовки, а также выпускники школы - студенты и магистранты университета. Выступление на школьной конференции для многих учащихся становится своеобразной репетицией будущей защиты своего проекта в вузе. Ежегодно на защиту представляется около 100 проектов, лучшие из которых направляются для участия в межрайонных и городских конкурсах. В течение учебного года наши ребята активно выступают на проектных конференциях и конкурсах различного уровня, в том числе на Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ обучающихся, на конференциях «Инженеры будущего», «Ученые будущего», «Шаг в исследование», «Наука для всех», «Юные техники и изобретатели». Так, в апреле 2019 года наши учащиеся представили на Открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» 13 проектов, четыре из которых были удостоены наград: в секции «Приборостроение, микроэлектроника и схемотехника» 1‑е место занял проект «Разработка тренажера реакции» (автор Ярослав Шестаков), проекты «Создание и исследование коронно-разрядного двигателя» (автор Дарья Круть) и «Умный увлажнитель воздуха» (авторы Даниил Белкин и Лев Соловьев) заняли призовое место; в секции «Прикладная физика» призером стал проект «Метод оценки устойчивости склонов заданного участка местности» (авторы Николай Спицын и Евгений Гурьянов).
Среди наиболее значимых событий прошлого учебного года следует также отметить успешное выступление учащихся Георгия Барашкова и Владислава Сокольского на 14‑й Международной выставке юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors) в Дели (Индия) в октябре 2018 года. Их проект «Тренажер для реабилитации после нейрохирургических операций и инсультов» завоевал серебряную медаль выставки в категории Technology for Special Needs. В этом учебном году наши учащиеся Леонид Абрамсон, Георгий Скороход и Родион Страмоус в составе российской делегации участвовали в 15‑й Международной выставке юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors - IEYI), которая проходила 23‑26 октября в Джакарте (Индонезия).
В целях повышения качества предпрофессионального образования в школе осуществляются интеграция основного и дополнительного образования по профильным дисциплинам, привлечение магистрантов и преподавателей МГТУ имени Н.Э.Баумана к работе объединений дополнительного образования, проведение кружков инженерной направленности от Центра технологической поддержки образования МГТУ имени Н.Э.Баумана на базе школы. Таким образом, в школе создаются условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей, формирования предпрофессиональных навыков и инженерного мышления, для технического творчества. Наши учащиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах, показывая высокий уровень подготовки, как, например, в Московской предпрофессиональной олимпиаде в 2018‑2019 учебном году (3 победителя и 4 призера) или в Х Международном графическом турнире «Графика - международный язык техники и архитектуры» (1 победитель, 3 призера в номинации «Чертеж»; 2 победителя, 3 призера в номинации «Компас»). Полученные знания и навыки позволяют нашим ребятам успешно сдать демонстрационный экзамен для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня по направлениям предпрофессиональной подготовки «Мобильная робототехника» и «Программирование», который проводят Московский центр качества образования и центр образования «Воробьевы горы». Так, в апреле 2019 года 30 учащимся нашей школы вручены сертификаты о сдаче этого экзамена.
Введение предпрофессионального экзамена стало еще одним звеном, связывающим школу и университет. Наши одиннадцатиклассники, выбирая программирование или исследовательское, конструкторское либо технологическое направление, практическую часть экзамена сдают, как правило, в МГТУ имени Н.Э.Баумана и демонстрируют высокие результаты. Так, на предпрофессиональном экзамене в 2019 году из 350 выпускников школы 3 учащихся получили 100 баллов, максимальный результат за практическую часть (60 баллов) - 102 человек, за теоретическую часть экзамена (40 баллов) - 6 человек.
Высокий уровень профильной подготовки наших школьников подтверждают и результаты независимой диагностики: в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» 400 учащихся 10‑х классов в 2018‑2019 учебном году успешно прошли диагностику МЦКО по математике, информатике, физике и химии. Результаты диагностики показали, что уровень знаний обучающихся школы довольно высок.
Конечно, добиться таких результатов без высококвалифицированного педагогического коллектива было бы невозможно. В школе работают опытные педагоги с творческим потенциалом, научной подготовкой (среди учителей 6 докторов наук, 35 кандидатов наук) и многолетним опытом работы. Однако участие в проекте «Инженерный класс в московской школе» потребовало изменения вектора профессиональной подготовки учителей. И здесь значительную помощь нам оказывает технический университет: в рамках договора о взаимодействии наши педагоги ежегодно на базе МГТУ имени Н.Э.Баумана повышают свою квалификацию. За последние 3 года более 40 учителей, участвующих в реализации проекта, прошли обучение в университете. Кроме долгосрочных курсов повышения квалификации педагоги активно посещают семинары, которые проводятся МГТУ имени Н.Э.Баумана в рамках проекта «Университетские субботы для учителей».
Одним из необходимых условий для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии является современное инженерное оборудование. Школа активно использует возможности московских детских технопарков, таких как «Мосгормаш», «Инжинириум», ЦМИТ МГТУ имени Н.Э.Баумана, «Техноград». Активное взаимодействие с технопарками, в которых ежегодно обучаются более 200 учащихся, помогает школьникам разрабатывать проекты для защиты на таких конференциях, как «Инженеры будущего»; способствует развитию компетенций, необходимых для выступления на соревнованиях инженерно-технической направленности, в том числе по стандартам WorldSkills Russia. Так, в 2018‑2019 учебном году Руслан Воровченко завоевал «золото» в номинации «Электроника» (основная категория) на VII национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); Нураддин Керимов стал победителем в номинации «Электроника» (категория «юниоры»), Александр Лазарев занял 2‑е место в номинации «Лазерные технологии» (категория «юниоры») на VII Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills.
Участие в проекте «Инженерный класс в московской школе» позволило значительно модернизировать материально-техническую базу в учебных корпусах. Благодаря поставкам оборудования для инженерных классов в рамках проекта были открыты 2 современные лаборатории. На их базе сейчас проходят практико-ориентированные спецкурсы, практические работы. И, конечно, это замечательная возможность для проектно-исследовательской деятельности учащихся в ее экспериментальной части.
Таким образом, участие в проекте «Инженерный класс в московской школе» позволило создать условия для максимального раскрытия потенциала школьников, повысить качество профильного обучения, реализовать практико-ориентированный характер обучения, осуществить интеграцию дополнительного и основного образования, обеспечить глубокую профориентацию по выбранным инженерным направлениям, использовать ресурсы городской высокотехнологичной образовательной среды, что способствовало формированию интеллектуальной развивающей среды профильного инженерно-технического обучения и достижению высоких образовательных результатов.
Эффективность работы нашей школы по реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» подтверждается результатами ежегодного рейтинга, проводимого среди столичных образовательных организаций, участвующих в проекте. Начиная с 2017 года бауманская инженерная школа №1580 - абсолютный лидер этого рейтинга.

Сергей ГРАСЬКИН,
директор бауманской инженерной школы №1580, доктор технических наук