Гончарное ремесло как промысел безвозвратно уходит в прошлое. Промышленные технологии уже давно вытеснили ручной труд, и гончарное ремесло как работа сугубо ручная экономически не может конкурировать с механизированными способами производства керамики.
Но тяга к творчеству в народе неистребима, и она проявляется в людях с детских лет. Среди традиционных народных промыслов достойное место занимает гончарное искусство, оно вообще не может умереть, этого не допустит всеобщая страсть к украшению интерьеров жилья, а тем более выставок и музеев предметами керамики ручной работы. Неудивительно, что обучение гончарному искусству вошло в программы школьного образования детей и профессиональной подготовки гончарных мастеров. Особенно широкое развитие преподавание азов гончарного дела и других видов старинных народных промыслов получило в учреждениях дополнительного образования.
Томская художественная школа №2 только что отметила свое тридцатилетие. Если в год открытия в ней учились всего 250 детей - теперь больше тысячи. Она имеет высшую категорию, внесена во Всероссийскую книгу почета и Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России». В конце октября этого года в школе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование в сфере изобразительного искусства: проблемы, опыт, перспективы». К этому времени были приурочены юбилейные выставки творческих работ преподавателей и их воспитанников.
За творческие проекты те и другие получают гранты. Скажем, проект «Виртуальная галерея» детского художественного творчества «Томская палитра» победил в конкурсе в 2016 году. Проект «Уличная арт-галерея» стал победителем этого же конкурса в прошлом году.
Восемь учеников томской художественной школы №2, в их числе Ирина Золотарева, Полина Колосова, Антон Васеев, Эвелина Мячина, Маргарита Тюрина, прославившие ее во многих победах, успешно прошли отборочный тур, а потом занимались в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Да и сами педагоги регулярно побеждают в различных соревнованиях. Директор школы Лина Евгеньевна Лукашенко стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель художественной школы»-2018. Педагог Елена Алексеевна Казачек, член Союза художников РФ, удостоена диплома лауреата Международной выставки масляной живописи сибирских мастеров в Китае.
Лина Евгеньевна пришла в эту школу в самом начале нулевых годов и вскоре стала одним из ведущих педагогов, пользующихся авторитетом коллег. И вот три года назад ее назначили директором. Коллектив поддержал ее в новых начинаниях, и за этот короткий срок произошло особенно много изменений, которые сделали школу лучшей в городе и за его пределами. Сама она преподаватель высшей категории, учит ребят премудростям станковой и прикладной живописи, ведет в подготовительных классах изобразительное искусство.
«Мы стараемся создать гармоничную культурно-образовательную среду»,- говорит Лина Евгеньевна. И такая атмосфера для учебы и творчества действительно создана, дети учатся с увлечением. Также и для взрослых появилось начальное художественное образование - это специальные курсы «Роспись по дереву», «Керамика», «Гравюра», «Ландшафтный дизайн», «Валяние из шерсти».
Все более популярным становится валяние из шерсти - очень интересный, увлекательный вид рукоделия. Валяние - древний вид народного искусства, у большинства людей оно ассоциируется с изготовлением валенок. С помощью валяния можно делать объемные игрушки, зверюшек, панно, даже одежду, сумки, украшения. Сегодня не только мастера-художники, но и начинающие умельцы из обычной шерсти творят настоящие чудеса. И привычные нам валенки становятся красивыми, привлекательными даже для весьма разборчивых модниц. Этим видом искусства увлекаются целыми семьями. Кто-то валяние сделал своим бизнесом. К примеру, семья Ильиных - мама и две дочери - продают свои изделия через Интернет, и их товар пользуется спросом.
Родители тепло отзываются о томской художественной школе №2. Они пишут Лине Евгеньевне: «Вы сумели заинтересовать даже равнодушных ко всему детей, и они нашли свое дело, которое полюбили. Наши мальчики и девочки стали лучше учиться в обычной школе, стали целеустремленными».
Главная цель обучения в художественной школе, по мнению Лины Евгеньевны Лукашенко, выходит за эти рамки. Педагоги стремятся максимально расширить кругозор детей, а также реализовать детскую тягу к творчеству. Ручной труд, народное творчество очень подходят для решения этих задач. При этом ребенок, занятый процессом труда и творчества, развивает образное мышление, совершенствует память и способности к познанию. Занятия народными искусствами сегодня - это не только приобщение к культуре, традициям и истории нашего народа, но в первую очередь возможность приобретения полезных навыков, привычки к труду, формирования личности.