Тина Брайсон и Даниель Сигел в книге «Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер» (М. : Альпина нон-фикшн, 2019) призывают отступить от наказаний в пользу сотрудничества. Научите ребенка, как правильно себя вести в той или иной ситуации, объясните, как можно и нужно, и поведение вашего чада улучшится. Авторы - американские специалисты по психотерапии и нейропсихиатрии, по сути, учат родителей общаться с детьми во время неизбежно случающихся в любой семье конфликтов. В книге есть теория и практика, а для тех, кто не любит длинные тексты, имеются пошаговые инструкции и «напоминалки» на все случаи жизни. Есть и характерные иллюстрации, говорящие о многом. Ребенок нашкодил - мама в бешенстве. Брайсон и Сигел предлагают взглянуть на знакомые истории со стороны. Сейчас мать накричит на малыша, что-то ему в резкой форме запретит, как отреагирует ребенок? Зло вызывает зло, негатив приводит к негативу. Гораздо эффективнее сдержать отрицательные эмоции и попытаться понять ребенка. Некоторым книга покажется сложной. «Нейронные связи», «поведенческие навыки»… Но о том же можно сказать и более простым языком.
Книга английской журналистки Танит Кэри «О чем думает ребенок? Детская психология для современных родителей» (М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019), написанная при участии доктора Ангарад Радкин, - это простой детско-взрослый словарь для мам и пап, «переводчик» с языка малышей.
Мышление только начинающего жить маленького человека отличается от мышления взрослых. Допустим, если ребенок отказывается делиться игрушками с малышом ваших друзей, зашедших в гости, вы можете решить, что камень преткновения кроется в обыкновенной жадности, и заставить его отдать игрушку. Но не торопитесь совершать ошибку, ведь ребенок эту ситуацию видит совершенно по-другому. Подобными распространенными примерами книга и наполнена. Кажется, в ней есть ответы на все родительские «если»: если малыш боится темноты, если часто дерется, если чересчур застенчив… При этом мы имеем дело не со сплошным текстом, а с удобной инфографикой. Информация подается блоками, а советы по выходу из проблемных ситуаций группируются по возрастам. О том, что, к примеру, папа теперь будет жить отдельно, трехлетнему и семилетнему ребенку надо объяснять по-разному. Молодые родители получают универсальные, проверенные психологами реакции на детские «почему?», «я сам!» и «не хочу!». Спектр рассматриваемых вопросов максимально широк - от классического «откуда берутся дети?» до отношения к переезду, деньгам и смерти близкого родственника. Причем это не только набор действий-реакций здесь и сейчас, но и рекомендации на перспективу. Также весьма удобно, что в конце большинства разворотов приводятся ссылки на то, где посмотреть материалы по схожим ситуациям.
Для неопытных мам и пап сборник психологических сценариев Танит Кэри станет, как бы банально это ни звучало, отличным подарком. Не знаете, как справиться с раздражением, когда малыш в сотый раз требует почитать ему давно затертую до дыр и выученную из-за постоянных повторений едва ли не наизусть книжку, - найдите полезный совет на одном из разворотов. И радуйтесь, если книги для него - лучшие друзья. Ведь бывает совсем иначе.
Большей части современных детей интереснее проводить свободное время в компании не книги, а смартфона. Об этой проблеме знают все родители. Но кто сказал, что проблема не имеет выхода?! В книге Джейсона Буга «Рожденный читать» (М. : Альпина нон-фикшн, 2019) приводятся рассуждения на тему, ставшую главной в русскоязычном издании, - «Как подружить ребенка с книгой?».
Автор - американский журналист и книжный обозреватель, но в первую очередь все-таки молодой отец. Мастер своего дела без стыда признается, что оказался в тупике: «Подумать только, я проводил весь рабочий день в мире литературы, но представления не имел, что читать бессловесному младенцу и что вообще делать, раскрыв перед дочуркой книжку!» Чтобы с честью выйти из тупика, Буг провел большое исследование, в котором приняли участие детские писатели, библиотекари, педагоги, ученые и книжные иллюстраторы. Но прежде всего книга базируется на личном родительском опыте автора. Буг говорит, что начинать читать для ребенка нужно с первых дней жизни крохи и даже раньше - до его рождения, а затем приводит конкретные рекомендации для разных возрастных групп. Он пишет об определяющей роли интерактивного, или диалогического, чтения: книги, перипетии их сюжетов, образы героев обязательно нужно обсуждать с ребенком. Стоит задавать наводящие вопросы, рисовать персонажей. Очень полезно и знакомое всем с начальной школы и любимое многими детьми чтение по ролям. Дополняет издание список книг, который точно пригодится родителям, слабо ориентирующимся в мире детской литературы.
Иронизируя над собой, Буг отмечает, что «Рожденный читать» - «единственное пособие для родителей, которое не сделает вашу жизнь проще». Так можно сказать обо всех книгах настоящего обзора. Воспитание детей - нелегкая работа. И зарплаты за работу не последует. Зато растущий не по дням, а по часам человек благодаря вашей упорной каждодневной работе будет умнее, добрее, смелее. Будет проще и правильнее воспринимать этот мир. Без ошибок.