Какие факторы влияют на ухудшение здоровья школьников? Как пояснили специалисты из Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова, прежде всего это гиподинамия. Дети в школе практически не двигаются, тогда как ничто в жизни не развивается без движения. Обездвиженный человек теряет не только здоровье, но и интеллект. Меньше двигательной активности - меньше работает мозг. По мнению специалистов, современные образовательные технологии перенесли всю информацию на зрительный анализатор, существенно «отодвинув» при этом двигательный контент. Как итог - перегрузка от информации и… значительный рост болезней глаз. Увы, многие дети к окончанию школы вынуждены носить очки. Медиками фиксируется понижение зрения у детей к выпускным классам в три раза! Причем уже доказана связь заболеваний глаз с нарушением осанки, а нарушение осанки возникает как раз тогда, когда ребенок не бегает, не прыгает, не лазает, не играет в детстве. Можно сказать, сегодня в России наступила пандемия нарушения зрения у детей.
Еще один фактор, не способствующий укреплению здоровья, - это микробное обсеменение. В школе в отличие от детского сада существует один центральный вход, и через него идут дети, как здоровые, так и носители инфекции. Кроме того, в разных школах выполнение санитарно-эпидемиологических требований осуществляется по-разному. В одной образовательной организации уборка производится с применением дезинфицирующих средств, в другой - без. В итоге некоторые школы в период неблагоприятных погодных условий и пика сезонных заболеваний обходятся без карантинных мероприятий, а другие школы оказываются буквально «выкошенными» гриппом и ОРВИ.
И, безусловно, еще одним немаловажным фактором риска в школе является нервно-эмоциональное напряжение. Причем для развития процесса невротизации достаточно ситуации неуспеха: ребенок не успевает, поэтому не понимает и, как следствие, не усваивает. На фоне частых неудач появляются неуверенность в себе, плохое настроение, нежелание идти в школу. У младших школьников невротическое состояние может возникнуть и на фоне отсутствия внимания со стороны учителя, неумения подружиться со сверстником и т. д. Ребят постарше сильно нервирует сравнение с другими, подготовка к экзаменам и контроль. Очень многие дети жалуются на то, что с волнением ждут, когда родители придут с родительского собрания.
Поэтому присутствие и работа в образовательных организациях служб здоровья - это насущная необходимость. По сути, служба здоровья помогает осуществлять здоровьесберегающий подход к образованию, расценивая здоровье как многомерную систему. В Санкт-Петербурге подобная организационная форма взаимодействия разнопрофильных специалистов начала действовать с 2005 года. Сегодня практически в 92% школ города работают службы здоровья, и в 90% из них в состав этой службы входит медицинский работник. По мнению медиков, это хорошо. Когда работа строится неформально, то педагоги и врачи действуют единым фронтом, разрабатывают подробный план и проводят множество необходимых мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, причем не только учеников, но и педагогов.
К слову, по итогам опросов коллективы образовательных организаций отмечают, что с появлением службы здоровья в школе произошли положительные изменения. Например, улучшились показатели здоровья, педагоги повысили свой профессиональный уровень, произошел эффективный взаимообмен опытом и т. д. Также при анкетировании родителей большинство из них дают положительную оценку тому, что школа работает в направлении здоровьесбережения. Самые позитивные отклики получили коррекционные школы, менее всего довольны здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации родители учеников статусных школ.
Работа службы здоровья в каждой школе строится по-своему. Где-то создаются комплексные программы здоровья, и это практически идеальная ситуация. Но таких образовательных организаций в Петербурге только порядка 30%. Другие школы используют различные подпрограммы, так же как и проводят не комплексный мониторинг здоровья учеников, а довольствуются отдельными диагностическими исследованиями. Но в любом случае те 92% городских школ, где служба здоровья функционирует, понимают, что сделали правильный выбор. Сегодня у родителей зачастую не хватает времени на то, чтобы следить за сбалансированным питанием ребенка, за его режимом дня, за его двигательной активностью. И тем более редкий родитель проводит серьезную профилактическую работу с чадом. Поэтому школьная служба здоровья, куда входят и руководитель образовательной организации, и психолог, и социальный педагог, и методист, и классный руководитель, и медицинский работник, призвана координировать все вопросы просветительской деятельности между врачами и педагогами и помогать организовывать учебный процесс с учетом здоровьесбережения.

Санкт-Петербург