Первоначально авторская школа была основана Щетининым в Белгородской области, затем работа продолжилась в станице Азовской Краснодарского края, где он по своей уникальной методике учил детей с 1987 по 1993 год. Позже местом педагогического эксперимента был выбран поселок Текос, расположенный в семи километрах от Архипо-Осиповки Геленджикского района. Вначале интернат размещался в одном-единственном небольшом здании, но со временем расширился до целого комплекса, на сегодняшний день в лицее восемь двух- и трехэтажных зданий. Все они построены, отделаны и расписаны руками воспитанников Михаила Щетинина. Разумеется, подростки работали под началом опытных прорабов и мастеров. Не только строительство, но и все жизнеобеспечение лицея (уборка помещений и благоустройство территории, приготовление пищи, садово-парковые работы) с самого начала до последнего времени производились руками учеников. Воспитание личности через труд (настоящий, а не имитацию), необходимость ежедневного решения взрослых, а не игрушечных задач - вот отличительные особенности новаторского метода, десятилетиями доказывавшего свою эффективность. Сочетание закаливания, ежедневных спортивных тренировок с интеллектуальными занятиями и творчеством под руководством профессионалов высокого класса давало поразительные результаты. По мнению большинства родителей, направлявших в Лицей-интернат комплексного формирования личности своих детей, те быстро опережали сверстников как в физическом, так и в интеллектуально-нравственном отношении. Спустя даже короткое время, проведенное в Текосе, они демонстрировали недетские организованность, собранность и ответственность, становились доброжелательнее и серьезнее, что свидетельствовало о том, что их жизнь наполнена высоким смыслом. Об этом, как о чуде, писали все, кто приезжал к Щетинину в Текос.
Дело было поставлено так, что старшие и более опытные воспитанники становились наставниками младших и новичков - преемственность с самого начала была главным условием функционирования школы.
Большинство родителей были довольны результатами, поэтому слава о необыкновенной системе образования и воспитания быстро облетела всю страну. Стоит ли удивляться тому, что многие родители, недовольные традиционной школой и искавшие для своих детей альтернативу, старались любой ценой попасть к Щетинину? Конкурс в лицей был сравним с конкурсом в самые элитные столичные школы (в разных источниках называют разные цифры - от 50 до 200 человек на место).
Разумеется, критики у новатора тоже были, были и недоброжелатели. Однажды школу даже поджигали, после чего охрана была поручена казакам. Щетинина упрекали в оккультизме, в апологии язычества, в слишком вольной трактовке истории христианства и российской истории, в использовании запрещенных методов воздействия на неокрепшую детскую психику (НЛП) и промывании мозгов (вплоть до зомбирования), в чрезмерной милитаризации обучения (дисциплина, строгое соблюдение режима, обучение рукопашному бою и владению холодным оружием). Однако все эти упреки и наветы, высказываемые людьми, властью не обладающими, мало кого настораживали, их попросту не принимали всерьез. Тем более что специалисты, заслужившие большой авторитет в педагогической среде, так же как и видные общественные деятели, имевшие значительный вес в обществе, даже после публично высказанных обвинений продолжали поддерживать Михаила Петровича. Среди открыто признающих бесспорную ценность и уникальность щетининского метода такие известные лица, как Шалва Амонашвили, Артем Соловейчик, Анатолий Цирульников, Сергей Степашин и многие другие люди, в компетентности которых посмеет усомниться лишь невежда.
Система воспитания Щетинина, приоритетом которой является всестороннее развитие личности, формирование осознанного отношения к себе и жизни через развитие коллективизма, получила признание и уважение не только россиян, но и многих зарубежных деятелей. Со всех концов страны и мира к учителю-новатору ехали гости, как специалисты, так и простые люди, интересующиеся вопросами педагогики, жаждущие изучить передовой опыт, своими глазами увидеть процесс созидания личности. Может ли не восхищать превращение обычного ребенка, попадающего в школу Щетинина домашним и довольно-таки избалованным, со средней или даже низкой мотивацией к учебе, в сверхчеловека, готового жить в гармонии с природой и в то же время созидать, преобразуя себя, мир к лучшему, имеющего крепкие знания, волю, ясные цели, понимающего, как их добиться?..
Контакты лицеистов с учащимися соседних обычных школ были нечастыми, сетевого взаимодействия не устанавливалось, в муниципальных и краевых конкурсах и олимпиадах щетининцы принципиально не участвовали, объясняя это тем, что у экспериментальной площадки совершенно другие, гораздо более серьезные задачи, а доказывать статус, завоевывать очки и медали воспитанникам просто некогда. Заведение в течение долгих лет оставалось довольно закрытым, что давало почву для сплетен и слухов. Но руководство можно понять: круглогодичное проживание детей без родителей вынуждает быть осторожнее. Однако гостей, как званых, так и не очень, в лицее всегда встречали улыбками, демонстрировали особо интересующимся и дотошным некоторые компоненты воспитательной системы. К слову, всех педагогов-предметников больше всего интересовал метод погружения - принципиально новый, можно сказать, революционный формат изучения школьных дисциплин. Избранным гостям (таких было немного) разрешали даже пожить, повариться в инновационной среде несколько дней. Счастливчики становились свидетелями самого сокровенного момента в жизни щетининцев - вечернего круга, «огонька», на котором каждый из воспитанников говорил о том, что было для него самым важным, самым ценным или, напротив, тревожным в прожитом дне. Важность рефлексии - «остановиться и заглянуть в собственную душу» - сегодня признается всеми, но Щетинин с самого начала своей педагогической карьеры уделял вечернему общению большое внимание, считая его необходимым для духовного роста каждой личности. Сам тоже давал оценки, хвалил воспитанников или указывал на их ошибки и просчеты...
Гости, хоть краем глаза увидевшие внутреннюю жизнь центра, оставляли в большинстве случаев если не восторженные, то положительные отзывы. Ежегодно центр, подчиняющийся тем же требованиям, что и другие федеральные образовательные учреждения, проверялся вышестоящими инстанциями - Госпожнадзором, Роспотребнадзором, инспектировался Министерством образования и науки (впоследствии - просвещения). Так продолжалось вплоть до марта нынешнего года.
Весной инспекции стали более частыми и гораздо более придирчивыми. Проверяющие явно искали поводы для придирок, а кто ищет, как известно, всегда найдет, стоит лишь захотеть. В Лицее-интернате комплексного формирования личности обнаружилось 38 пунктов несоответствия. Большинство из них малозначимы и легкоустранимы (например, на момент проверки в школе не было учебников по астрономии, у одного из педагогов не нашли документа о прохождении квалификационных курсов, и все остальное в таком роде). Но, несмотря на малозначимость, Рособрнадзор отозвал лицензию на образовательную деятельность и через суд, решение которого было вынесено 19 июля этого года, на три месяца приостановил функционирование учреждения «до устранения выявленных замечаний».
Родители в ужасе, дети в отчаянии, многие из них уже привыкли к новой жизни и не хотят другой. Новички, полагавшие, что наконец сбылась мечта - они успешно прошли вступительное собеседование и выдержали испытательный срок, - ничего не понимают, но чувствуют горечь утраты, словно их среди бела дня обокрали. Весь педагогический коллектив лицея-интерната, его попечительский совет, близкие и далекие друзья, поклонники Михаила Щетинина и выпускники объединяются и встают на защиту детища Михаила Щетинина. Они пишут во все возможные инстанции вплоть до президента, собирают подписи под петицией (на сегодняшний день около 8 тысяч подписантов), обращаются за помощью к сенаторам, депутатам и уполномоченным по правам ребенка, ко всем отечественным и зарубежным влиятельным лицам, к прогрессивным журналистам. Независимые издания публикуют открытое письмо министру просвещения. Дети, разумеется, при помощи и с одобрения взрослых записывают видеообращение к Рамзану Кадырову (оно в открытом доступе, можно посмотреть). К общему делу спасения подключаются не только педагогическая общественность и неравнодушные граждане, но и известные бизнесмены и представители силовых ведомств.
Чиновники будто не слышат. Они непреклонны. В лицей приходит распоряжение отправить детей по домам с рекомендацией учить по месту постоянного проживания. Несмотря на то что 30 из 38 нарушений устранены в летний период, кабинеты и помещения опечатывают, доступ к документам перекрывают, для коллектива наступает тяжелое время. В блогах и на форумах всплывает версия, проливающая свет на происходящее, - «рейдерский захват», «отжим земли». И действительно, версия вполне убедительная: земля, на которой расположен лицей, все его строения не являются федеральной собственностью. Вся недвижимость оформлена как частная собственность, подарена лицею. Три здания вовремя не внесли в реестр, по закону это нарушение, но опять же устранимое, дело только во времени. У лицея есть еще земля - 4 гектара в селе Криница, недалеко, прямо на побережье. Ее лицею подарили спонсоры, бизнесмены из числа родителей нынешних и прошлых учеников. Там планировалось строительство еще одного здания - большого образовательного и научно-методического центра, в котором бы размещались дети, родители и все, кто хочет детально изучить методику Щетинина. Пока этот центр есть только в проекте, на бумаге. Но земля-то настоящая! Именно она, по мысли ряда защитников лицея, и привлекла кого-то из властей предержащих. Механизм отжима очень простой и давно уже разыгрывается как по нотам. И понятно, что Министерство просвещения играет в этой простой комбинации роль исполнителя. Неприглядную роль, скажем прямо.
Битвы закаляют далеко не всех. Некоторых они убивают. Сердце Михаила Петровича не выдержало, он умер внезапно, буквально за рабочим столом. Для коллектива, детей и родителей это был новый удар, но, надо сказать, они выдержали его достойно. Неожиданная смерть учителя лишь укрепила дух учеников, вдохновила бороться до конца. И их можно понять. Если мотив противников лицея - забрать гектары и недвижимость, если блюстители закона помогают им достичь столь низменных и ничтожных целей, то общественное негодование может выйти из берегов и будет угрозой самим исполнителям и инициаторам.
Если же цель министерства закрыть лицей как федеральную площадку, потому что эксперимент не удался и не может дальше финансироваться из бюджета, то претензии должны быть высказаны иные, причем сформулировать их нужно недвусмысленно и четко. Чтобы они были понятны в первую очередь родителям и тем, кто считает, что методы Щетинина достойны глубокого изучения, распространения и тиражирования. В любом случае со всеми заинтересованными лицами можно и нужно вести открытый диалог, а не действовать интригами. Вправе ли чиновники, получающие деньги налогоплательщиков, считать себя умнее и выше людей, наделивших их полномочиями? Компромисс всегда можно найти. Конфронтация не приводит к конструктивным решениям. Гораздо разумнее в этой ситуации было бы выслушать друг друга. Если бы министерство пошло на разговор, то наверняка узнало из первых уст, что попечители, много лет помогавшие Михаилу Щетинину и обладающие широкими возможностями, готовы вывести лицей на качественно новый уровень, учтя ошибки, взяв от нынешней модели все самое лучшее и ценное, избавившись от того, что подвергалось критике. Но, может, еще не поздно все обсудить и принять правильное и честное решение?

 Система воспитания Щетинина, приоритетом которой является всестороннее развитие личности, формирование осознанного отношения к себе и жизни через развитие коллективизма, получила признание и уважение не только россиян, но и многих зарубежных деятелей. Со всех концов страны и мира к учителю-новатору ехали гости, как специалисты, так и простые люди.

 Битвы закаляют далеко не всех. Некоторых они убивают. Сердце Михаила Петровича не выдержало, он умер внезапно, буквально за рабочим столом. Для коллектива, детей и родителей это был новый удар, но, надо сказать, они выдержали его достойно. Неожиданная смерть учителя лишь укрепила дух учеников, вдохновила бороться до конца. И их можно понять.

пос. Текос, Краснодарский край