Первый день, 20 ноября, прошел под знаком актовых лекций отечественных и зарубежных экспертов. И первая из них - «Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью» - обозначила цель конференции, участниками которой стали около пятисот специалистов со всей России, из стран СНГ, Финляндии, США, Великобритании, Греции, Израиля. Обсуждая актуальные и острые проблемы практической психологии детства, эксперты наметили перспективы создания реестров лучших образовательных и психологических практик по защите детства. Создание таких реестров позволит не только обобщить уникальный опыт, который накоплен в регионах, но и вывести на новый уровень государственную поддержку детства.

Во-первых, будет сформирована база полезных и применимых практик. Во-вторых, работа по отбору корректных и эффективных механизмов психологической поддержки позволит укрепить связь науки и практики.

Обсуждая актуальные и острые проблемы практической психологии детства, эксперты наметили перспективы создания реестров лучших образовательных и психологических практик по защите детства.

Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова в напутствие участникам конференции подчеркнула, что сфера социальных и образовательных услуг для детей особо нуждается в системе оценки целесообразности и результативности. Важно выработать эти критерии.

Как считает председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева, вопросы, связанные с благополучием детства, можно решать только с опорой на психологию. Фонд - один из партнеров конференции, а ее организаторами стали Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, МГППУ, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, ООО «Федерация психологов образования России».

Второй день работы конференции можно назвать кульминационным. Активная и продуктивная деятельность развернулась сразу на нескольких площадках. Семь симпозиумов и целый ряд круглых столов значительно расширили аудиторию участников.

Право на семью

В Общественной палате Российской Федерации прошел симпозиум «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью». Известный защитник детства Галина Владимировна Семья вдохновила всех собравшихся, заметив, что союз практики с наукой - гарантия успешной деятельности. С большой пользой воспринят опыт зарубежных коллег. Юлия Куокканен, старший эксперт Центрального союза защиты детей Финляндии, сделала упор на системный подход в работе органов защиты детей. Мы, правда, больше знаем по публикациям наших СМИ, как мамы-россиянки, оказавшись в Финляндии, страдают от всевидящего ока надзора за семьей. Но вопиющие случаи недосмотра за детьми, их страданий и слез в разных российских регионах разве не повод задуматься о том, что нам многое нужно менять в системе защиты детства? И отрадно, что мы не изобретаем велосипед, а стараемся найти рациональное зерно в зарубежных практиках. Зарубежный опыт может быть и подсказкой, и помощью. И в наших силах адаптировать его к российской действительности с максимальной пользой. Эксперты разных стран с большим вниманием отнеслись к нашим социальным практикам, которые были представлены в стенах Общественной палаты. Сохранение семьи для ребенка, профилактика социального сиротства, активизация внутренних ресурсов семьи через систему внешней помощи - эти и другие практики наглядно представляют пошаговый путь работы специалистов с каждой семьей. Отрадно, что убедительны и результаты помощи семьям, которые не всегда венчают социальные практики. Как верно заметил ректор МГППУ, социальные практики в отличие от медицинских оценивать гораздо труднее. Доказательство эффективности той или иной технологии лечения болезни - здоровье пациентов. Улучшается ли оно? Если да, то можно тиражировать данный метод борьбы с заболеванием, выработать профилактические меры. А если, к примеру, в регионе снизилось за последние годы число несовершеннолетних, стоящих на учете, то говорит ли это об эффективности программ, направленных на работу с подростками? Возможно, просто число детей подросткового возраста уменьшилось или еще какие-то неучтенные факторы повлияли на статистику.

«Будь рядом»

Форум вместил многое - симпозиумы, круглые столы, презентации, дискуссии... В МГППУ на Сретенке проходило сразу три симпозиума, два из них по темам профилактики суицидального и агрессивного, криминального поведения несовершеннолетних. Примечательно, что на дискуссионной площадке студенческого научного общества факультета юридической психологии «Проблемы преодоления социальных рисков детства» каждый из участников мог задать вопрос, озвучить проблему, поделиться предложениями. Та же атмосфера открытости в общении царила на круглых столах, а иного и быть не могло. Темы самые актуальные, что называется, «горячие». На одном из круглых столов по проблемам профилактики отклоняющегося поведения подростков выступала Лилия Халикова, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Республики Башкортостан. Рассказала об исследовании представлений о буллинге и специфике его восприятия детьми и педагогами. Всего были опрошены более 20 тысяч школьников и более 3 тысяч педагогов. Примечательно, что более половины детей 7 10 лет отвечали утвердительно на вопрос, приходилось ли им сталкиваться с теми или иными формами буллинга (оскорблением, унижением и т. д.). Среди детей постарше таковых 70,2 процента.

Исследование помогло сделать профилактическую работу более эффективной. И здесь стоит привести мнение экспертов, которые назвали Башкортостан одним из регионов России, в котором профилактика буллинга ведется системно и успешно. Буллинг - явление социальное, и предотвращение этого явления - задача различных ведомств и организаций. Долгосрочный проект «Будь рядом» способствует формированию бесконфликтной образовательной среды. Примечательно, что упор делается на усиление воспитательной работы, способствующей общению детей, развитию увлечений. «Дети считают, что быть сильным - значит быть сильным против кого-то. Нам нужно научить их неравнодушию», - считает Лилия Рашитовна. На V гражданском форуме Башкортостана педагоги, чиновники и общественники наметили пути взаимодействия по предупреждению нежелательного явления среди детей.

Сохранение семьи для ребенка, профилактика социального сиротства, активизация внутренних ресурсов семьи через систему внешней помощи - эти и другие практики наглядно представляют пошаговый путь работы специалистов с каждой семьей.

Круглый стол на эту тему прошел в Общественной палате республики. Председатель Комиссии по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, развитию благотворительности и добровольчества кандидат педагогических наук Лида Исаргакова считает, что формы работы в рамках проекта «Будь рядом» оказались эффективными и свести к минимуму все случаи буллинга возможно. Общественная палата Башкортостана сотрудничает с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. С его участием прошел специальный семинар «Работа с буллингом. Возможности школы в снижении агрессии учеников». Эксперт фонда Галина Романовская отметила, что в Уфе активно, эффективно, сообща и на самом высоком уровне, не утаивая проблем, решают эту сложную задачу. Задействован и такой ресурс, как региональная общественная организация «Продвинутые родители». Можно ли тиражировать практику региона? Несомненно.

«Дари добро»

В рамках симпозиума «Анализ программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования» прошла презентация лучших практик. Были также подведены итоги Всероссийского конкурса лучших практик в образовательной среде-2019. Высокие оценки и первые места завоевали программы из разных регионов - Тюмени и Курска, Мурманска и Волгограда - для взаимодействия и сотрудничества служб, работающих с детством.

Программа коррекционно-развивающей работы «Дари добро», представленная педагогом-психологом Ольгой Шакировой, заслужила единогласное одобрение экспертов. Ольга Алексеевна работает в центре содействия развитию семейных форм устройства «Росинка». Центр находится в поселке Усть-Камчатском. Сюда попадают дети из разных уголков Камчатского края. И каждого ребенка весьма непростой судьбы здесь успешно адаптируют к жизни. Глубоко травмированный ребенок, для которого весь мир - родители, сверстники, люди, все окружение - внушает тревогу и страх, попадает в теплую семью. Таковой для него становится детская группа под руководством взрослого. Саморазвитие, самореализация, самовыражение - три волшебных ключика, открывающих путь к сердцу ребенка.

В программе три блока. Первый - «Я и окружающий мир». За 30 часов занятий дети постигают простые истины. «Мои друзья», «Что я люблю кушать», «Что мне нравится и не нравится в школе» - эти и другие темы подводят к познанию себя. Второй блок - «Я и мой внутренний мир» - уже ставит вопросы посложнее: «Умею ли я прощать и просить прощения?», «Всегда ли я говорю правду?», «Что такое доброта, ненависть, жадность?». Третий блок - «В гостях у сказки», где дети участвуют в театрализованных представлениях.

Буллинг - явление социальное, и предотвращение этого явления - задача различных ведомств и организаций. Долгосрочный проект «Будь рядом» способствует формированию бесконфликтной образовательной среды.

Каждое занятие включает игры, упражнения для создания благоприятной психологической обстановки, широкий набор методов арт-терапии, а также последующую рефлексию. Ведется карта наблюдения динамического развития ребенка. Представленные результаты позволяют оценить эффективность работы по данной программе. Четко прописаны ее научные и методические основания.

Результаты впечатляют. Дети просто преображаются. Сочинения воспитанников подтверждение тому. Вот что написала о доброте десятилетняя воспитанница: «Доброта дружит с другими хорошими чувствами - пониманием, заботой, весельем, терпением. Я бы хотела поделиться добротой с подругой, мне кажется, ей не хватает доброты, потому что она нетерпеливая, кричит на других детей. Доброте меня на¬учили старшие Люба и Лена, наш психолог и учитель».

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы форума и семи симпозиумов. Реестр лучших управленческих региональных и муниципальных практик, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, представила Надежда Иванова, заместитель руководителя департамента Агентства стратегических инициатив. Реестр лучших образовательных и психологических практик будет окончательно сформирован в 2020 году. Их тиражирование и применение, хочется в это верить, позволят целенаправленно и эффективно способствовать повышению качества жизни детей, а значит, и всего общества.


NB!
На площадках организаторов и партнеров XV Международной научно-практической конференции прошли симпозиумы:

- «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью» (Общественная палата Российской Федерации);
- «Инклюзивные практики в общем образовании» (Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра);
- «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик» (Московский государственный психолого-педагогический университет);
- «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» (Психологический институт РАО);
- «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения, лучшие практики психологической помощи» (Московский государственный психолого-педагогический университет);
- «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования (подведение итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде-2019)» (Московский государственный психолого-педагогический университет);
- «Лучшие практики в области воспитания: оценка эффективности» (Рособрнадзор).