Оксана ЕФИМОВА, директор школы №18 Братска - серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018:
- На днях наша команда вернулась из Ярославля. Всероссийский форум проф­ориентационных практик заставил о многом задуматься и на многое посмотреть по-другому. Форум открыл нашим детям большие возможности. Во-первых, общение с вузами, ориентированными на учеников, делающих осознанный выбор, с корпорациями, заинтересованными в будущих кадрах. Во-вторых, прикосновение в рамках выполнения групповых проектов к оборудованию, которого многие ребята просто не имели возможности видеть раньше. В-третьих, оценка своих сил и построение планов на будущие проекты. Сегодня как руководитель школы я вижу необходимость ранней профориентации, основанной прежде всего на потребностях регионального рынка труда. Поэтому особое место в программе профориентации нашей школы занимает энергетика - один из ведущих кластеров Иркутской области. Мы строим карты мягких и жестких компетенций учащихся 8‑9‑х классов, которые задают профиль обучения и позволяют выбрать дальнейшую траекторию развития. Невозможно сегодня учить в отрыве от ориентации ребенка на будущую профессию. Тогда и школа становится оторванной от жизни, чего мы не можем допустить ни при каких обстоятельствах!

Виктория ЧЕРНЫШЕВА, учитель географии и ОБЖ гимназии №12 Липецка - абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018:

- На своих уроках постоянно занимаюсь профориентационной работой. Знакомлю ребят с предприятиями России и нашей области в ходе уроков географии, на уроки ОБЖ приглашаю профессионалов, обеспечивающих наше спокойствие (МЧС, пожарная служба, медицинские работники и т. д.). Два года назад по инициативе директора гимназии Ольги Уласевич я возглавила проект «Профессиональный навигатор». Идея проекта: формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. В ходе проекта организуется разносторонняя системная работа с ребенком и его родителями. Проводятся мастер-классы от родителей, экскурсионные поездки на предприятия, тематические классные часы. Все классы на внеурочных занятиях играют в игру «Мир профессий» от АСИ. Результаты говорят сами за себя: гимназисты делают осознанный выбор вуза, готовы меняться и учиться.

Надежда ДЕГТЯРЕВА, учитель математики школы №1, г. Бутурлиновка, Воронежская область:

- Я больше занимаюсь вопросами профориентации как классный руководитель. У нас в школе есть программа профориентационной работы, мы приглашаем и родителей школьников, и известных земляков, которые рассказывают ребятам о своих профессиях. Но больше всего детям нравится, когда на такие встречи приходят вчерашние выпускники. Они не сильно старше, но уже сделали свой выбор, поэтому разговор обычно получается очень искренний. Буквально две недели назад к нам в класс приходил выпускник, который готовится стать офицером МЧС, а сейчас работает в пожарной части. Наша выпускница Ольга Шаповалова выбрала профессию летчика. Ее пример оказался заразителен. Ученица восьмого класса Анастасия Лелекова тоже решила стать пилотом в будущем, а пока мы вместе с ней готовим исследовательскую работу, посвященную авиации. С точки зрения математики и физики мы изучаем характеристики самолета - разбег, скорость, масса. В планах знакомство с историей авиационного полка, расположенного в Бутурлиновке, посещение Музея авиации.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:

- Ежегодно я привожу свои классы на ярмарки профессий. С 2017 года в Великом Новгороде проводится детский ин­тер­активный праздник «Город профессий». Дети примеряют на себя такие профессии, как «банковский работник», «страховой агент», «агент по недвижимости», «стоматолог», «фотомодель», «фотограф», «радиоведущий», «журналист», «певец», «стилист», «дизайнер одежды», «декоратор», «спасатель», «врач», «учитель», «археолог», «реставратор». В нынешнем году это мероприятие посетили уже более 2500 человек, в том числе приехали ребята из районов Новгородской области. Второе направление профориентации в моих классах сложилось благодаря активной военно-патриотической работе. На базе моего нынешнего 10‑го класса созданы юнармейский отряд и самый молодой в Великом Новгороде поисковый отряд. Мы дружим с военкоматом и посещаем с экскурсиями воинские части. Многие ребята из моих классов хотят избрать профессию военного, есть среди них и девочки.

Екатерина ЛИБЕРЦЕВА, учитель информатики, заместитель директора лицея №1, Петрозаводск:

- Ранняя профориентация - одно из важных направлений моей работы и деятельности лицея. Выбор профиля у нас происходит уже после 4‑го класса. Понятно, что это не окончательный выбор, но мы стремимся к тому, чтобы он был максимально осознанным. В лицее реализуется целая программа, которая включает знакомство четвероклассников и их родителей с профилями, психологическое и предметное тестирование. Важным показателем правильности выбора является успешность и активность ученика во внеурочной деятельности по профилю. Каждый из моих учеников в сентябре получает так называемый чек-лист, который содержит информацию о конкурсах, олимпиадах, дистанционных курсах, кружках, событиях мира IT. Это своеобразный календарь-путеводитель. Участие в предложенных событиях является профильной практикой для учащихся 5‑8‑х и 10‑х классов. Также каждый лицеист, поступающий в 10‑й класс, готовит портфолио успешной карьеры. Но это не просто папка с грамотами и дипломами. Ребята изучают мир профессий и соотносят свои интересы и возможности с требованиями к той или иной профессии. Это портфолио лицеисты готовят на протяжении всего 9‑го класса в рамках профориентационного курса «Мой выбор». Такой серьезный системный подход очень важен, так как на основе портфолио успешной карьеры создается индивидуальный учебный план на старшей ступени обучения.

Мария КОМЛЕВА, учитель биологии и химии Раздольской школы Приозерского района Ленинградской области:

- На мой взгляд, начинать профориентационную работу нужно с 8‑го класса. И проходить она должна не в лекционном формате, а с выездами на производство. В свое время мы выезжали на практику в молодежные учебные комбинаты и там могли примерить на себя разные специальности. Например, пошить, приготовить, ознакомиться с делопроизводством, мальчики - поработать за станками и т. д. Такие выезды гораздо полезнее, чем сухая теория на уроке. Детям без реальной картины увиденного трудно понять, хотят ли они работать в той или иной отрасли.

Марина СОРОКИНА, директор основной Андреевской школы, Оренбургская область:

- О какой профориентации может идти речь? Не занимаемся ею никак. Нет ни условий, ни перспективы. Из села люди уезжают на заработки. У нашей школы на сегодня нет никакой базы. Мы проводим уроки технологии, изо, физкультуры на словах. Нет оборудования. Создается впечатление, что министерство (на любом уровне) не знает реального положения дел в школах.