«Мы выбираем свои случайные дороги, радуемся случайному везению и сетуем на случайные неудачи. Но то, что нам кажется случайностью, на самом деле закономерность, тот путь, который мы должны пройти», - написала в своем эссе Светлана Флюровна Видакас, учитель английского языка Гимназии города Переславля-Залесского.
Она из тех детей, кто пошел первый раз в первый класс в тяжелых 90‑х, когда зарплату учителям не платили вообще, и все же они умудрялись сеять разумное, доброе, вечное. У нее тоже был педагог, которого хотелось слушать, которому хотелось доверять, - учитель английского языка Елена Евгеньевна, всем классом бегали к ней домой на «английские чаепития». В восьмом классе Светлану отправили в летний лагерь не куда-нибудь, а в Великобританию. Поставила себе цель - непременно вернуться. Правда, родители мечтали, что она пойдет по стопам отца. Еще учась в старших классах, поступила в юридический колледж. Кроме того, получила два высших образования - экономическое и лингвистическое - в Москве. Устроилась работать в банк, успешно делала карьеру. Но несколько раз в неделю для души приходила в частную школу, ей нравилось быть учителем, которому хочется доверять.
А в 2013 году вместе с сыном Светлана оказалась в реанимации из-за ошибки медиков. Месяц между жизнью и смертью изменил ее кардинально, она переосмыслила ценности. Поняла: ее место в школе, там начинаются ошибки и там же они могут быть исправлены. Ведь именно учитель в состоянии сделать так, чтобы выросшим ученикам не хотелось делать промахи, от которых зависит судьба человека. Из столичного банка Светлана ушла в Гимназию Переславля-Залесского. Школа молодая по сравнению с небольшим городком, образованным еще в ХII веке, но с добрыми традициями: имеет медаль «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты», учрежденную национальным конкурсом «Миротворец года», и знак «За заслуги» перед Переславлем-Залесским за внедрение в образование новых педагогических технологий и большой вклад в развитие интеллектуального потенциала города. Нестандартный подход к урокам Видакас тут никого не пугает. Ей не приходит в голову жаловаться на учеников, которые пользуются на уроках телефонами, Светлана Флюровна поставила цифровые технологии на службу знаниям. Проектор, экран, мультимедийную доску применяет не всегда, а вот телефоны нужны постоянно. Для переводов они удобнее, чем бумажные словари: экономят время и помогают быть в курсе всех изменений языка. Социальные сети служат для получения домашних заданий и консультаций: у каждой подгруппы английского языка своя беседа, причем часто Светлане Флюровне и вмешиваться не приходится, дети отвечают друг другу сами. Так развиваются ответственность, дружелюбие и взаимопомощь. В качестве домашних заданий она частенько просит заполнить реальные анкеты или заявки, но не в тетрадках, а на английских сайтах.
- Если прежде авторитет учителя был незыблемым, а образование отличалось строгой регламентированностью, отсутствием индивидуального подхода, то теперь такая школа не воспитает человека, готового к современным реалиям, - говорит Светлана Видакас. - Бешеные скорости и сумасшедший ритм требуют от выпускников быстрого восприятия, переработки и усвоения огромных объемов информации. Они должны обладать критическим мышлением, уметь меняться, адаптируясь к любым ситуациям, и учиться самостоятельно. Благодаря современным образовательным стандартам школа будущего возможна, мы развиваем у детей и предметные, и метапредметные навыки: учим их общаться, взаимодействовать, коммуницировать, работать в команде, разбираться с проблемами, рассчитывать свое время, принимать самостоятельные решения. Роль учителя по-прежнему высока: он влияет на формирование личности. Но мы часто забываем, что дети живут в другом ритме, успевая за пять минут онлайн обсудить множество интересного с друзьями. Должны меняться и мы, педагоги. Можем ли мы говорить так, чтобы дети нас слушали, понимали? Знаем ли мы их язык? Готовы ли учиться у них?
Ее педагогическое кредо - слова Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». У современных школьников, по мнению Светланы Флюровны, информационные компьютерные технологии уже в крови. Да, они спешат жить, обладают непродолжительным вниманием, но при этом они добры, стремятся к активному социальному взаимодействию и нуждаются в наставнике.
- Как пишет Талмуд, «многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников», - признается Светлана. - Мы живем в уникальное время, когда знания возникают в процессе взаимодействия ученика и учителя. Поколение Z меня поражает, а порой и восхищает. Современные дети бескомпромиссны, уверены в себе, у них потрясающее чувство свободы, которого мы были лишены. Помню, как в начале моей работы мы поспорили с семиклас­сником. Он уверял, что учеба давно устарела, да и вообще не нужна - люди становятся миллионерами и без нее, как Стив Джобс, например. Я предложила подробнее почитать об этом человеке, и на следующий день мы рассказали друг другу, как после отчисления из университета Стив пошел на курсы каллиграфии, благодаря чему придумал удивительные компьютерные шрифты. В этот день Денис понял, что учеба не заканчивается школой и университетом, она длится всю жизнь. А я поняла, что авторитет современных детей заслужить непросто. Важно не требовать от них беспрекословного выполнения заданий, но направлять их к самостоятельному осознанию.
Светлане Флюровне нравится находить подход к детям, которые считают, что ее предмет им в жизни не пригодится. Зажечь, увлечь - сложная задача, которую, по ее мнению, без индивидуального подхода не решить. Ее подход, в общем, простой, правда, непросто осуществимый. Она старается разглядеть достоинства каждого, подчеркивая их и рассказывая, какой он уникальный. Не любить занятия, пропитанные любовью учителя к детям и своему делу, становится невозможно. На ее уроках не бывает тихо, дети разговаривают. Причем в основном друг с другом, поскольку при изучении иностранного языка авторитарный подход, по мнению Видакас, вообще невозможен: ученики волнуются, закрепощаются, возникает языковой барьер. Причем их мало назвать уроками английского, они гораздо шире. Чтобы расширять детский кругозор, учитель посвящает уроки разным темам - экологии, искусству, истории России, особенностям других стран, формируя гордость за Родину и представление о многоязычном, поликультурном и разнообразном мире, открытом для дружбы и уважения людей друг к другу. Свой опыт разработки настольных игр применила на уроках: дети не только легко и непринужденно заучивают новые слова, но и хотят знать их больше. И даже оценки превратила в игру, использовав в качестве отметок близкую подросткам балльно-рейтинговую систему онлайн-игр.
- Есть люди, которые своим появлением меняют все вокруг, - говорит Марина Анатольевна Чистякова, директор Гимназии города Переславля-Залесского. - Светлана Флюровна как раз из них: с ее появлением в школе стали происходить события, о которых мы раньше, наверное, не могли и мечтать. Это человек будущего, для нее не существует границ, и этому она учит своих детей.
В 2017 году Светлана Видакас повезла ребят на игру «Один день из жизни посольства». Русскоязычные дети, презентующие Англию, так лихо говорили на иностранном, что их пригласили вступить в молодежное движение «Дипломаты будущего». В клубе юных дипломатов, который Светлана Флюровна создала на базе школы, было сначала восемь человек. Теперь это маленькая страна - шестьдесят учеников разных школ со своими министерствами медиакоммуникаций, внутренного и внешнего развития, а также президентом-старшеклассником. Их мир теперь не ограничивается ни школой, ни городом: по субботам они ездят в МГИМО, а летом - в детский центр «Океан».
Как выяснилось, родителям тоже удобнее общаться с педагогом с помощью Интернета: зачем тратить время на походы в школу, если большую часть вопросов можно решить на расстоянии? Светлана Флюровна надеется облегчить жизнь и коллегам, заваленным бумажной работой, например, с помощью робота, который может проверять домашние работы. Для нее нет ничего фантастического! Тем более что Видакас - член городского и областного клубов инициативных педагогов.
Сын Светланы Флюровны нынче пошел в первый класс. И хотя Платон практически вырос в детском центре «Роботоник», еще одном детище Видакас, он совсем не интернет-ребенок. Они вместе играют, конструируют, рисуют, плавают и бегают. Платон вместе с мамой участвовал в городском марафоне, преодолев дистанцию в 600 метров.
- Моя жизнь похожа на марафон с интересным маршрутом, - говорит Светлана Видакас. - Цепь случайностей привела меня в школу к потрясающим людям - большим и маленьким, с интересными идеями и глубокими мыслями. И это точно не случайно, в чем я еще раз убедилась на конкурсе «Учитель года». Ведь, несмотря на то что мы все разные, уникальные, креативные, мы все одинаково влюблены в свое дело. Каждый раз, оглядываясь назад, удивляюсь скорости моего движения, а заглядывая вперед, радуюсь, что до финиша еще далеко...

Ярославская область