К слову, это далеко не первая инициатива АНО, а если уж быть совсем точным - 22‑я. Среди прочих конкурс управленцев «Лидеры России», движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), студенческая олимпиада «Я - профессионал», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», Российская национальная премия «Студент года» и так далее. Иными словами, есть все основания надеяться, что новый проект будет не менее интересным и успешным.
По словам организаторов, Всероссийский конкурс «Учитель будущего» призван сформировать у участников компетенции, соответствующие профилю учителя XXI века, в том числе через прохождение обучения и получение обратной связи от экспертов профессионального сообщества. Приобщиться к прекрасному приглашаются прежде всего учителя и преподаватели самых разных школ, в том числе специализированных, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, организаторы и так далее. В результате на выходе страна должна получить сплоченные команды лидеров, владеющих не только своим предметом на высоком уровне, но и ключевыми психолого-педагогическими компетенциями и надпрофессиональными навыками. Кроме того, в ходе конкурса должна сформироваться коммуникационная площадка для обмена опытом между командами учителей и распространения лучших практик.
- Ежедневно в своей профессиональной деятельности учителя формируют у школьников навыки командной работы, - отметила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова на открытии конкурса, которое состоялось в московской школе №444. - А для этого нужно не только владеть теорией и практикой, но и распространять уже успешные и инновационные модели образования, которые формируются у нас в разных уголках страны. Мы постарались сделать так, чтобы «Учитель будущего» стал ярким соревнованием в педагогическом сообществе, помог каждому его участнику в совершенствовании профессиональных знаний и умения работать в команде.
Экс-министр образования и науки РФ, помощник Президента России Андрей Фурсенко высказал мысль, что «образование - это вещь, с одной стороны, очень индивидуальная, а с другой стороны, она объединяет всю страну больше, чем что бы то ни было».
- Человек хочет быть востребованным, - подчеркнул он. - С точки зрения востребованности, наверное, никто не может сделать так много, как система образования. Спроси каждого из нас, и мы назовем одного-двух людей, которые сыграли в нашей жизни важнейшую роль. Это учителя!
- Совершенно фантастическое, очень торжественное чувство, - поделилась впечатлениями замминистра просвещения Марина Ракова. - Ведь в новом отраслевом конкурсе «Учитель будущего» нашла свое отражение главная философия национального проекта «Образование». Я считаю, что он запускает некий вектор для работы всего учительского сообщества. Командная работа огромного сообщества педагогов позволит нашим детям стать успешными и востребованными.
Генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Комиссаров также признался, что этот конкурс сильно отличается от всего, что было сделано ранее.
- Во-первых, это инициатива самих участников, она появилась на форуме «Территория смыслов», - пояснил гендиректор. - А во-вторых, учителя - люди особенные. Мы спрашивали победителей других конкурсов, причем как школьников и студентов, так и тех, кто постарше, кто в их жизни помог им стать тем, кем они стали. Почти все в первую очередь называли учителя. Поэтому через этот конкурс мы хотим не только дать возможность продвинуться лучшим учителям нашей страны, но и сделать так, чтобы все больше и больше молодежи реализовывало потенциал, чтобы наша страна становилась лучше.
Конкурс пройдет в три этапа: регистрация и заочный отборочный этап, очные окружные полуфиналы и финал. Для участия в конкурсе каждому члену команды, состоящей из трех учителей одного общеобразовательного учреждения, нужно зарегистрироваться на сайте конкурса http://TeachеrOfFuture.ru и до 31 декабря заполнить анкету.
Отборочный этап (онлайн-тестирование) пройдет в январе 2020 года. Он состоит из трех испытаний: участникам будут заданы вопросы из области предмета, методики его преподавания, психологии и педагогики, а также их проверят на знание норм русского языка. Баллы, полученные каждым участником, будут суммироваться с баллами других членов команды, на основании чего будут определены команды, прошедшие в окружные полуфиналы.
Затем наступит черед полуфинальных испытаний, которые пройдут во всех федеральных округах. Учителям предстоит выполнить задания трех треков: решить кейсы (реальные ситуации из школьной жизни), разработать междисциплинарный урок, игру и проверочную работу, а также провести дебаты по различным дискуссионным вопросам образования.
В финальных испытаниях, которые запланированы на апрель 2020 года, примут участие 100 команд учителей. Здесь им предстоит дать коллективный междисциплинарный урок, провести воспитательное мероприятие и конференцию в стиле TED (семиминутное публичное выступление, в рамках которого необходимо раскрыть основные тезисы своей идеи на заданную тему).
Среди финалистов будут определены 30 команд-победительниц. В течение следующего учебного года они получат возможность работать с наставниками из числа популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений.