Собственно, за что Александр получил приз, он понял не отчетливо. Просто живет, просто работает - так ему кажется. Ничего ведь нет особенного в том, что вместе со школьным волонтерским отрядом «Кислород» он ходит в больницу, чтобы украсить жизнь маленьких пациентов, или ездит в соседний район, чтобы навестить ребят из подшефного детского дома. У «Кислорода» есть куратор, а Александр делает это в редкое свободное время, по зову учительской души. Школой он дышит, и разделить себя надвое - тут человек, а тут педагог - даже не пытается. Сельский учитель уже не главный авторитет на селе, как было прежде, и все понимают, что после работы он не обязан быть тонко чувствующим, внимательно слушающим и бросающимся на помощь. Но Мамаев по-другому не может - он учитель.
- Даже простой поход в магазин заставляет думать, что ты пример для детей, - говорит Александр Мамаев. - Ответственность, на меня возложенную, чувствую всегда. Не могу осудить городских коллег за то, что занимаются репетиторством - выживают как могут. Но у нас небольшой небогатый поселок: пять тысяч населения, все друг другу почти родственники. Как я могу брать деньги с родителей учеников, если знаю, как нелегко они живут?
Свое призвание Александр понял не сразу. Непросто выбрать специальность, когда тебе все интересно. Учился в физико-математическом классе, но достижения были и в истории, и в экономике, и в физкультуре, и в литературе. В музыкальной школе освоил бас-гитару, фортепиано, электрогитару, синтезатор, барабан и еще… чуткость, чувство такта, которым обладал талантливый педагог Владимир Александрович Шевелев. Поступил в филиал Омского педагогического университета в родном городе Тара, хотя не был уверен, что сумеет стать учителем. Но когда после университета стал работать в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, понял, что общение с детьми делает его счастливым.
- Многие профессии связаны с негативом: врач - с болью, спасатель - с бедой, а дети встречают тебя с улыбкой, - рассказывает Александр. - Даже попавшие в трудную жизненную ситуацию, они оптимисты: заряжаешься у них энергией, позитивом.
Когда понял, что дети способны отдавать, задумался - а что может дать им он? Шесть лет назад пришел в нижнеомскую школу №1 и сразу же отправился… на стадион: играть в футбол с мальчишками. Установил в коридоре стол для настольного тенниса, показывал на переменах гитарные аккорды, рассказывал о книгах. Чем больше интересов и увлечений у педагога, тем легче ему найти контакт с учениками, считает Мамаев. Из дому он принес шашки и шахматы, чтобы резаться с ребятишками. Щупленький шестиклассник Артемий Климов его поразил: проиграл, но думал нестандартно. Через неделю мальчик уже не попадался на простые комбинации, а сложных не знал и сам учитель. Изучать новые комбинации стали оба, и настал день, когда ученик обыграл учителя.
- Семь партий продул, - смеется Александр. - Досада возникла, но и желание совершенствоваться: засел за учебники. Артемий тоже не отставал. Стали выступать на турнирах - школьных, районных. В общем, доигрались оба до кандидатов в мастера спорта. Артемий преподал мне отличный урок: я понял, что для гармонии в школе необходимо осознать, что учитель и ученик не два компонента одной системы, а единое целое, которое невозможно разъединить. Дети все разные, но у каждого есть чему поучиться. Не тогда ли придет уважение к нашей профессии, когда учителя будут отождествлять себя с учениками? Ведь мы сами себя уважаем. А учеников? Всех или только нескольких? Учитель должен быть тем импульсом, который поможет развиться ученику, и он в свою очередь поможет развить учителя. Когда мы жалуемся, что дети не хотят учиться, надо спросить себя: сам давно учился чему-то новому? Мне очень нравится фраза Александра Асмолова: «Одаренный ученик может быть только у одаренного учителя». Вот и надо спрашивать себя: а я одарен? К тому же профессиональный рост невозможен без личностного. Быть уникальным, многогранным, почти идеальным - трудно. Но… Учитель ведь может не только смотреть в будущее, но и вершить его. Школа - то место, где важно не только знание, но и воспитание. Как гласит китайская пословица, думаешь о завтрашнем дне - сей рис, о следующем десятилетии - сажай дерево, о следующем веке - воспитай ученика. Мы должны помнить, что ученики - наша проекция.
С золотым медалистом Сашей Туркевичем, автором стихов и рассказов, они придумали игру «5 вопросов». Чтобы отвечать на каверзные вопросы, Александру пришлось расти как профессионалу - читать статьи, дополнительную литературу. Никита Шинкарев подошел на переменке с вопросом: «Что вы знаете о криптовалюте?» Ежедневные беседы привели к тому, что юноша стал лауреатом региональной научно-практической конференции НОУ «Поиск», а учитель знает о криптовалюте теперь, наверное, все. Денис Саныгин, заинтересовавшийся язычеством, только начал большую исследовательскую работу, но вместе с педагогом они уже совершили ряд маленьких открытий. Не случайно, наверное, команда КВН под кураторством Мамаева, четырехкратная победительница муниципальных игр, участница областных фестивалей, называется «Возможно все».
- Уделяй ученикам время - и ждет успех и их, и тебя, - сделал вывод Александр. - Раскрывая их талант, получаешь безмерные возможности своего роста. Хочешь быть постоянно молодым? Общайся с детьми!
К счастью, идеи Александра падают на благодатную почву: говорит, ощутил все прелести дружного, сплоченного коллектива. Шахматы и шашки, которым в первый год отводился час в неделю, теперь прочно вошли во внеурочную деятельность нижнеомской школы №1: их с удовольствием изучает вся начальная школа.
- Если получается заинтересовать несколько ребят, возникает цепная реакция, и через некоторое время уже почти весь класс приходит. Шахматы привносят в школу одновременно и искусство, и науку, и спорт, причем сочетая их в прекрасной форме деятельности - игре. Кроме того, это серьезный инструмент развития памяти, логики, воображения, фантазии, заставляющий работать оба полушария мозга. Но ни в коем случае нельзя заставлять детей играть, - считает Александр.
Впрочем, заставлять вообще не в характере Мамаева. Цепная реакция не срабатывает на уроках истории - всегда есть дети, которым она кажется лишней, потому что они не собираются ее сдавать на ЕГЭ, или тяжелой, потому что нужно много читать, запоминать. Просто убеждать, что историю должен знать каждый гражданин, мало. И Александр ищет формы, новшества, чтобы заинтересовать детей, показать то лучшее, что есть в предмете.
- Мы должны понимать, что дети меняются: им интересно не то, что нам, - объясняет учитель. - Я не только рассказываю интересные факты о личностях, но и показываю - использую презентации, чтобы дети могли «увидеть историю» своими глазами. Понимаю, что у современных школьников клиповое мышление и часто им удобнее посмотреть пятиминутный ролик, поэтому все чаще и чаще включаю в урок нарезки видео. Но основной метод, который использую на уроках, - открытые задачи. Я сторонник дивергентного мышления, а открытые задачи не подразумевают единственного правильного ответа: их может быть множество. Сложно, но ребята справляются. На мой взгляд, открытые задачи помогают формировать креативное мышление, социальные навыки, методы работы с информацией, и все это очень важно в нашем веке в условиях многозадачности.
С современной многозадачностью 32‑летний педагог справляется успешно. Он не только учитель истории и обществознания: прошел профессиональную переподготовку по программам «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». При этом стать директором школы не стремится. Недавно попробовал себя в журналистике: завел блог на сайте «Мел»:
- Интересно высказать свое мнение, понять, как оно будет воспринято коллегами из других школ, регионов. И вообще хочется, чтобы положительной информации об учительстве было больше. К сожалению, о нашей профессии говорят чаще не сами педагоги, все больше негатива. Мне кажется, если мы будем достаточно активно рассказывать о том, как на самом деле интересно работать в школе, это может дать толчок к возвращению статуса профессии.
Принять участие в «Учителе года» Александр решил не только за себя, но и за свой коллектив, который даже в муниципальном этапе конкурсе не побеждал уже пятнадцать лет. Мамаев не рискнул - он четко и твердо шел к победе, зная, чего хочет, как и полагается человеку, который ставит перед собой грандиозные цели. «Цель должна захватывать дух и даже казаться невыполнимой. Сначала грандиозно желайте, потом усердно делайте», ­- такое у него жизненное кредо.
Не случайно коллеги и ученики встречали педагога плакатом: «Александр Мамаев: пришел, увидел, победил!» Но в какие бы заоблачные мечты ни закинул его конкурс, шагая между рядами восхищенных детей, он в который уже раз осознал: школа - территория его счастья.

Омская область