…В кабинете шла репетиция. Павел Евгеньевич добивался от чтецов четкости и эмоциональной прочувствованности текста. Назавтра трем юношам и хрупкой девочке предстояло выступление на конкурсе. Нужно было представить работу школьного музея лаконично, выразительно и эмоционально. Юные чтецы старались, трогательно выглядела среди рослых ребят их партнерша. Как оказалось, Александра Круглова не случайно в этом ряду. Она внучка основателя школьного музея, долгое время бывшего первым и единственным в стране посвященным Подольским курсантам. Сейчас в городе есть еще такой же музей.
Учитель географии Павел Красновид, придя в родную школу, имел за плечами четыре года учебы в МГУ, год обучения в педагогическом институте и всего три урока на практике в школе. Немного опыта, конечно! Все искупало искреннее желание быть учителем именно в своей родной школе. А какие заманчивые специальности у молодого и энергичного выпускника двух вузов! Географ, геоморфолог-палеогеограф, биолог и математик…
В родной школе Павлу дали почти в два раза больше уроков математики (не хватало учителей). Правда, потом, когда отпала необходимость, стал вести только любимую географию. А геоморфологом и геологом Павел работает на досуге, в отпуске. Одно из увлечений - путешествия на машине, из которых возвращается с находками. Например, этим летом из Мурманска привез немало интереснейших образцов горных пород.
Еще одно увлечение - геральдика. В Грозном на своем уроке «Нефтяная промышленность России» он сразу увлек гимназистов, предложив «прочесть» нынешний герб столицы Чечни и тот, который был до 2010 года. На прежнем гербе все символы указывали на главенство нефтяного производства. Новые реалии отображены символично на нынешнем гербе. Какое это увлекательное занятие - «чтение» символов на различных гербах! Оказывается, бывают и ошибки даже при «чтении» специалистами, которые закрепляются потом на долгие годы. Так произошло, к примеру, с гербом Иркутска, на котором бобр тащит в зубах соболя. Первоначально был изображен тигр, которого в Восточной Сибири зовут «бабр». И эта подпись ввела в заблуждение «чтецов», которые заменили букву, а затем и тигра на бобра. Об этих и других не менее по­учительных и занимательных случаях Павел Евгеньевич рассказывает с неизменным успехом на мастер-классах «Геральдика и эмблематика как средство формирования общекультурного кругозора обучающихся». Недавно вернулся из поездки по Подмосковью в «методическом автобусе». Лауреаты конкурса «Учитель года» разных лет давали мастер-классы своим коллегам в школах. Завершился рейс в Дмитрове увлекательным рассказом Павла Красновида о гербе этого исторического города.
Ученики Павла Евгеньевича с большим удовольствием участвуют в создании оригинальных новых гербов. Их собрание можно считать настоящей сокровищницей талантливого и неуемного народца. Здесь и герб острова Невезения, где живут несчастные люди-дикари (невольно улыбнешься, рассматривая его), и герб региона Урал (приходится напрячь память, вспоминая школьное изучение природных условий и полезных ископаемых).
- Мы, учителя, счастливые люди, - замечает Павел Евгеньевич, - всегда есть с кем разделить свои увлечения.
Действительно, счастливые! Когда-то Вера Петровна Мехоношина передала свою любовь к географии как науке, решающей глобальные проблемы человечества, ученику Павлу Красновиду. Нина Александровна Панкратова, математик, раскрыла ему тайну, как алгеброй «гармонию поверить». Есть у Павла и своя Арина Родионовна - историк Наталья Александровна Сочнева. Ее этнографический музей на четвертом этаже, где всем предлагается «танцевать от печки», - место силы. Побывала там, и как-то больше света стало в осеннем дождливом дне. А что за присказки у хозяйки! Слушать не переслушать. Верно ведь - где тепло, там и добро. Не все умеют так искусно разговаривать не только с людьми, но и с вещами… Наталье Александровне понятен язык и старой, отполированной многими умелыми руками расписной прялки, и претендующего на особое внимание патефона, любимца меломанов…
Коллектив учителей гимназии богат на личности. Как не вспомнить крестного отца - так почтительно величает Павел Евгеньевич создателя уникального школьного музея Подольских курсантов учителя, доктора исторических наук Дмитрия Дмитриевича Панкова…
Сколько раз слышала, что не всегда чувства передаются от одного человека к другим. И сама убеждалась не раз: иной не понимает, не сознает, не слышит… Каждый может немало примеров привести из своей жизни. Но одно утешает - не переводятся те, кто обладает бесценным человеческим даром чувствовать и сочувствовать.
Павел Красновид из той редкой породы людей, в которых с детства есть чутье на людей. Из таких получаются настоящие педагоги. Говорят, в детстве любил слушать разговоры взрослых и как-то незаметно среди ровесников становился если не вожаком, то человеком, мнение которого что-то значило для каждого. Немалую роль играют, конечно, семья, потом школа. Но сначала круг родных. Дед Павла по материнской линии сельский учитель начальных классов. Жил и работал в Оренбуржье. Крепкие корни, хорошая семья. Бабушка, оставшись одна, ни за что не хотела покидать родные места. Согласилась переехать в Подмосковье к дочери только вместе с козой. Внук Павел перевез в машине бабушкину любимицу. От нее пошло потомство. Обосновались козы на даче. Об этом мне рассказала Юлия Евгеньевна Костомарова, психолог школы, сестра Павла и мама троих детей.
Юлия, как и Павел, и младший брат Кирилл, - выпускница МГУ, куда они все поступали сразу же после школы. Выбирали будущие профессии сами. Их родители окончили знаменитую Бауманку, трудились на серьезном наукоемком предприятии. И оба в лихие девяностые остались без работы. Но, надо отдать должное, не растерялись, нашли себе новые профессии. Примечательно, что мама Любовь Федоровна стала педагогом. Окончила курсы при МИДе, получила международный сертификат и успешно преподает английский язык. Правда, в другой школе. Хотя такому специалисту были бы рады и в гимназии. Нынешний директор гимназии Наталья Анатольевна Квашенникова всей душой за семейственность в самом лучшем ее проявлении. Представьте, учителя этим летом отдыхали вместе на юге. Не наговорились за учебный год? Может, и так, но еще они Павла Евгеньевича заряжали на победу, как он говорит. Ведь его победа, то, что оказался в пятерке лучших, - заслуга всего коллектива.
- Это наш коридор времени, - рассказывает Наталья Анатольевна, когда мы с ней идем к ломоносовской стене, о которой я уже наслышана от других учителей. Но о ней попозже.
Коридор как коридор, узкий. Здание, построенное в 1974 году, уютно, обжито, согрето. А от больших фотографий на стенах взгляд не отвести. На каждой смонтированы два кадра - современный, цветной, и прежний, часто черно-белый. К примеру, половина фото - за партами девочки с бантами и мальчики в белых рубашках, а на другой половине - те, кто учился много лет назад. Невольно сравниваешь лица… Какая хорошая задумка!
У школы богатая 82‑летняя история, и она не пылится в архивных папках. Ее ощущаешь, ступив на территорию Гимназии имени Подольских курсантов.
Мемориальные таблички у входа. Одна - памяти основателя музея Дмитрия Дмитриевича Панкова, другая посвящена бессменному на протяжении 20 лет директору Валентине Павловне Архиповой, заложившей многие добрые традиции. Тянутся рядом со зданием вверх березки, краснеют на сером фоне неба кисти рябины, молчаливо застыли ели. Выпускники по традиции, прощаясь со школой, сажают на память деревья… И среди них особое место, знаковое, которое придает глубокий коренной смысл многим событиям нашей жизни, делам, тому самому коридору времени… Памятник Подольским курсантам возводили всем миром, может, потому он получился трогательным. Инициатива шла от школьников…
- Меня не отпускали долгое время боль и обида за молодых ребят, которые погибли в первые годы войны, - скажет Павел Евгеньевич. - Из трех с половиной тысяч курсантов, которые учились перед войной в Подольском пехотном (две тысячи) и артиллерийском (полторы тысячи), в живых остались менее пятисот.
В музее на настенном календаре - 5 октября 1941 года, часы застыли на 14.30 - времени подписания приказа, согласно которому в бой отправили курсантов. Безусых мальчишек, плохо вооруженных, в одних гимнастерках (винтовок Мосина не хватило на всех), на автомашинах перебрасывают под Малоярославец. Приказ: «Задержать противника на 5‑7дней». Они продержались три недели…
Нельзя не знать этой горькой страницы нашей истории, и как забыть тех, кто не успел обзавестись семьей, оставить сыновей, дочерей…
В следующем году выйдет на экраны полнометражный художественный фильм о Подольских курсантах. В числе консультантов - учитель Павел Евгеньевич Красновид. Он, его ученики, уже студенты, директор гимназии Наталья Анатольевна и многие учителя стали этим летом участниками съемок. В фильме заняты Евгений Дятлов, Роман Мадянов, Сергей Безруков и другие известные актеры.
Фильма могло бы не быть. Если бы не школьный музей, в который ведут теперь все дороги! (За октябрь, к примеру, музей принял 32 группы экскурсантов.) В свое время побывал в музее депутат Госдумы Вячеслав Фетисов. Расчувствовавшись, он поделился эмоциями с Игорем Угольниковым, продюсером фильма «Брестская крепость». Тот загорелся идеей снять фильм.
- Когда снимали эпизод отъезда курсантов, нас постригли, одели, загримировали, посадили в полуторки, - вспоминает Павел Евгеньевич. - Женщины окружили, тянут руки, плачут… Машина трогается, и время исчезает…
Молча выходим из музея. Идем по коридору, оказываемся у ломоносовской стены. Золотом светятся слова о «собственных Платонах», которых может «российская земля рождать». Бюст великого ученого. Стена еще полностью не оформлена. На заднем плане должна быть копия картины Ильи Глазунова «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». Написана она в 1980 году и украшает здание ЮНЕСКО во Франции. Для Гимназии имени Подольских курсантов копию масштабного произведения помогла получить вдова художника. Полотно впечатляет.
…На станцию Подольск меня вечером везли ученики Павла Евгеньевича, у того были еще уроки во вторую смену. Никита за рулем, рядом его друг Даня. Оба учатся в педагогических вузах. И каждую свободную минуту проводят в родной школе, верные помощники учителям во всех делах.
- У нас восемь парней выбрали педагогический, - заметил серьезный Никита. - Лично меня пример Павла Евгеньевича убедил, что учитель - профессия мужская.
Даня согласно кивнул головой.

Подольск, Московская область