Обучение в малокомплектной школе дает ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. Так, в условиях данной школы учителю легче осуществлять:
- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
- личностно ориентированный подход в обучении;
- практическую направленность учебной деятельности учащихся.
Особенностью организации образовательного процесса в МОУ «Пушнинская СОШ» является не классно-урочная система обучения, которая позволяет осуществлять образовательную деятельность через индивидуализацию и дифференциацию.
По определению Инги Эриховны Унт, доктора педагогических наук, «индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».
Индивидуализация в обучении и воспитании не означает, что каждый ребенок должен обучаться отдельно, независимо от других детей, а предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей обучающихся, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности.
Индивидуализация невозможна без дифференциации. Это два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента одной системы.
Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Под дифференцированным подходом к учащимся в учебной деятельности понимается особый подход учителя к различным группам учеников или к отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему, сложности, методам и приемам. Имеется в виду работа учителя с различными по уровню подготовленности учащимися, которые выполняют задания, отличные по содержанию, степени сложности и методам учебной работы.
Соответственно индивидуализацию и дифференциацию можно рассматривать с точки зрения:
1) образовательной деятельности - отбор форм, методов и приемов обучения;
2) содержания образования - создание рабочих программ по учебным предметам, подбор дидактического материала, составление заданий;
3) построения школьной системы - проведение занятий в форме не классно-урочной системы обучения (ленты занятий).
Наиболее упрощенное представление о ленте отражает следующее определение: лента занятий - это таблица, в которой представлен индивидуальный маршрут каждого обучающегося в течение всего занятия.
По указанному маршруту в ленте ученики работают в трех кабинетах: «Самостоятельная работа», «Парная и групповая работа» и «Работа с учителем». При подготовке к занятию в ленте учитель заранее фиксирует индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывает необходимый дидактический материал. Подготовленный материал используется для работы в паре, группе, для самостоятельной работы и работы с учителем.
Для организации самостоятельной работы в ленте занятий учитель тщательно готовит задания. Они должны быть составлены так, чтобы развивать интерес к предмету. Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышают качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых лет обучения воспитывают у детей привычку не терять ни одной минуты рабочего времени.
Во время самостоятельной работы на занятиях в ленте учитель использует наглядность, игровые моменты, подбирает тексты воспитывающего характера, предлагает познавательные задания на отдельных карточках для детей с разными способностями. Например, в левой части представлены задания для детей с высоким уровнем усвоения знаний и умений, а в правой - со средним уровнем усвоения знаний и умений (см. табл. 1).
Применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только сделать самостоятельную работу более содержательной, но и дифференцировать ее, согласуя объем и, главное, сложность учебных заданий с возможностями каждого ученика. Важно также продумать степень оказания дидактической помощи ученику. Для одного ученика это может быть карточка с максимально подробным алгоритмом, развивающей подсказкой, для другого - карточка с указанием опоры, вспомогательным вопросом, рисунком, схемой, подсказкой-напоминанием. Для способных учащихся с высоким уровнем обучаемости задание может быть усложнено. При работе над задачами используются различные виды дифференцированной помощи: чертежи, схемы, рисунки, таблицы, наводящие вопросы и т. д. (см. табл. 2).
Эффективным средством повышения качества обучения является коллективная деятельность детей, организованная в парах, мини-группах, группах. Специфика групповой работы заключается в том, что учителем должны быть четко распределены ролевые позиции учащихся как субъектов деятельности. Распределение обязанностей, опорные карточки с инструкциями являются необходимыми средствами формирования субъектной позиции младших школьников.
При работе в парах, в группах ученики проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполненной работы, представляют ее. Учащимся предлагают ответить, чему они научились и как полученные знания и умения могут быть ими использованы (см. табл. 3).
На занятиях в ленте учитель может объединить в пару обучающихся одного возраста (ученик 3‑го года обучения - ученик с ОВЗ 3‑го года обучения) или обучающихся разного возраста (ученик 3‑го года обучения - ученик 2‑го года обучения с ОВЗ) и предложить, например, следующие задания (таблица 4).
Такая форма организации позволяет включить обучающихся в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха и признания товарищами.
Индивидуальную работу и дифференцированный подход к учащимся педагог использует на другом этапе ленты - этапе работы с учителем. У учащихся проявляются индивидуальные различия:
1) в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнений, необходимых для усвоения нового материала;
2) в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая) - связано с типом нервной системы;
3) в различных типах мышления: у одних преобладает практически действенное, у вторых - наглядно-образное, у третьих - словесно-логическое.
На данном этапе учитель, работая с группой обучающихся, может предложить задание с учетом их индивидуальных способностей. Например, каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи в ее решении для каждого ученика оказывается различной. Сильным ученикам предлагается оформить краткую запись, решить задачу, составив выражение, средним - решить задачу по действиям, слабым - закончить ее решение и записать ответ. По истечении определенного времени под руководством учителя проводится совместная проверка и корректировка деятельности. Такой вид работы дает возможность учителю контролировать качество выполнения данного задания и его результат оформить в виде отметки, а также исключить усреднение детей в ходе работы, подтянуть слабого, помочь среднему в достижении наилучших результатов и уделить внимание сильному.
Таким образом, создание оптимальных условий для учащихся малокомплектной начальной школы в образовательной деятельности с применением и использованием индивидуализации и дифференциации на занятиях в ленте позволяет обучать каждого ребенка на уровне его собственных возможностей и способностей и тем самым способствует повышению качества образования.

​Наталия ДАВЫДЕНКО, учитель начальных классов, тьютор; Татьяна ИВАНОВА, учитель начальных классов Пушнинской средней общеобразовательной школы Беломорского муниципального района Республики Карелия