Проснись, родительское сердце!
«Детское одиночество сегодня - это обычное явление. Нам, взрослым, все время некогда. Некогда сказать доброе слово ребенку, обнять его, поцеловать на сон грядущий. У нас работа, работа, работа! И растут наши дети, как в поле трава. Жизнь их только начинается, а они уже не хотят жить.
Да, не хотят! Потому что они не чувствуют себя любимыми, значимыми, нужными в нашей с вами жизни. И обида, злость, ненависть с годами заполняют детское сердце, обрушиваются агрессией на весь мир - уничтожать, убивать… Даже самого себя…
Можно винить государство, школу, рыночную систему, но дело прежде всего в нас, в родителях! Точнее, в приоритетах нашей жизни. Нам все время кажется, что мы еще успеем: и книжку с ребенком почитать, и в кинотеатр сходить…
А дети растут так быстро! Первая улыбка, первое слово, первый шаг. Вот уже и школа. Но и там учителю тоже некогда, некогда…
И только Интернет открывает свои объятия нашим детям, ему всегда есть когда.
Проснись, родительское сердце, твои дочки и сыночки истосковались по любви, по твоей родительской любви!»
Листовки с таким пронзительным текстом в городах и поселках Пермского края волонтеры раздавали людям на улицах, в торговых центрах. Листовки выдавали с посылками и бандеролями на почте, в центрах занятости, педагоги в школах передавали родителям. Так в крае стартовала акция «Проснись, родительское сердце!». С нее начался региональный проект «Сохраним семью - сбережем Россию» при поддержке Фонда президентских грантов. Организатор и вдохновитель этого и других широкомасштабных мероприятий - Академия родительского образования (интервью с ее основателем и ректором Еленой Бачевой опубликовано в «Учительской газете» №34 от 20 августа этого года).
Как рассказала Елена Владимировна, цель акции - чтобы как можно больше взрослых задумались над тем, какие они родители. Главное - в обществе должны произойти позитивные перемены, взрослые должны понять, что нет чужих детей, есть окружение их ребенка.
В школах всех районов края прошли уроки семейной любви «Легко ли быть родителем?», где дети писали письма-признания. А позднее подобные уроки прошли для мам и пап - «Какие мы родители?», «Семья - школа любви».
Проводились опросы детского и взрослого населения «Хорошая мама - это…», «Хороший отец - это…». Результаты опроса публиковались в местных газетах, на школьных стендах и сайтах. На этом материале выпускались сборники «Что значит быть хорошим родителем».
Проводились массовые флешмобы - дети всех возрастов говорили о любви мамам и папам. И как результат - это мнение и взрослых, и детей - любви в доме прибавилось. И уж совершенно точно многие мальчики и девочки избавились от одиночества.

Клубы отцов - веяние времени
- Конечно, мы все понимаем, что одной акцией, даже очень массовой и эмоциональной, до всех родителей не достучаться, - рассказывает Елена Владимировна. - И уж если совсем откровенно вести разговор, в каждой третьей семье дети растут без мужского влияния. Одних трудно назвать отцами из-за их безответственной родительской позиции. Другие очень много работают и практически не видят своих сыновей и дочерей. Но самое страшное - большинство отцов не особо и задумываются о своей роли в жизни детей и общества. Настоящих отцов единицы!
Академия родительского образования в начале этого учебного года провела краевой семинар «Содержание и формы работы советов отцов». Педагогам было рекомендовано отправить в семьи письма следующего содержания:
«У каждого из нас есть отец. Он может жить в другой семье или даже не знать о нашем существовании, такое сейчас у нас неправильное время, но, главное, он есть!
Нам, взрослым, кажется, что в отце нуждаются только маленькие дети, неправда это! В каждом из нас живет ребенок. А ребенку нужен отец - талантливый и не очень, строгий и справедливый, доброжелательный и иногда ворчливый, главное - он есть!
В детстве отец - это главный человек в жизни детей, законодатель семьи, заботящийся о доме, о Родине, человек слова и дела.
Мы подрастаем, и для мальчиков отец становится образцом настоящего мужчины, а для девочек - олицетворением мужественности и порядочности мужской половины человечества. Так, по крайней мере, в давние времена негласно постановили наши предки.
Настоящий мужчина хоть раз в жизни обязательно наберется мужества и откровенно поговорит с самим собой на тему, какой он сын, муж, отец. Это важно не столько ему самому, сколько его детям, внукам и правнукам, им необходима эта наука - быть отцом.
А иначе… А иначе переведутся мужчины на Русской земле, некому будет заступаться за детей малых, за женщин наших, да и за Родину нашу любимую».
Основная цель данных писем (кстати, это заочная форма родительского образования) - дать возможность и женщинам, и мужчинам задуматься о роли отца в жизни детей и общества.
На сегодня клубы отцов открываются в Чусовом, Краснокамске, Кунгуре и в других населенных пунктах Пермского края. И это веяние вре­мени.
Без лишних слов
Надо отметить, что ровно год назад на II Всероссийском съезде по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения был принят Меморандум отцов и матерей России. В нем нет ни одного лишнего слова. В меморандуме дается обобщенно-позитивный образ родителей, материал для диалога с самим собой, для обсуждения и дискуссии в родительских сообществах и организациях.
Текст этого документа размещен на информационных стендах «Родительству стоит учиться». Стенды находятся не только в учреждениях образования, но и в учреждениях культуры, здравоохранения, социальной защиты, в центрах занятости, в КДН. На текст меморандума опираются в своей деятельности педагоги, библиотекари, специалисты по работе с семьей.
Ради справедливости стоит сказать, что основой для данного документа послужил Меморандум родителей Пермского края, принятый на Большом семейном совете в рамках III Краевого семейного форума в декабре 2016 года. С его содержанием и с тем, как с ним работать, можно ознакомиться на сайте академии.
Елена Владимировна считает, что печатное слово много значит. «Ведь благодаря публикации в «Учительской газете», - говорит Бачева, - к нам стали обращаться за советом представители разных регионов России. В первые два дня после выхода статьи раздались звонки из Дагестана и Башкирии. Наш проект «Сохраним семью - сбережем Россию» социальный, а не коммерческий. Он соответствует национальному проекту «Образование».
Сегодня родителям, как никогда, важно научиться понимать свое дитя, защищать его права и интересы. К сожалению, школьные реалии таковы: классному руководителю некогда посидеть с учеником, заглянуть ему в глаза, понять, что творится у него в душе.
Как правило, хорошие школьные оценки детей родители принимают как должное. За плохие же при каждом удобном случае стыдят. А надо бы понять состояние ребенка, понять и искренне посочувствовать, а затем доброжелательно, особо подчеркивает в разговоре Елена Владимировна, вникнуть в причины детской неудачи. Это ведь общая неудача. Где-то родители не смогли, а где-то не захотели вникнуть в школьные дела своего ребенка, а то и просто не дали ему выспаться - смотрели телесериал (футбол, фильм).
Нам бы почаще возвращаться в свое детство. И у нас далеко не все получалось на «пять». Так отчего мы так несправедливо строги к нашим детям?
Помнить бы нам, что прежде всего мы родители. И взять за строгое правило - никогда не говорить ребенку «некогда». И любить его таким, какой он есть.

NB! Материалы из опыта работы ЧОУ ДПО «Академия родительского образования» vk.com/aro.proekt, aro-perm.ruVit, sum aut