Такая позиция звучит сразу в нескольких материалах очередного номера «Учительской газеты».
В рубрике «Гость «УГ» - солист группы «Ногу Свело!» Макс Покровский. Он среди прочего говорит о том, что его дочка учится за границей, где, на его взгляд, «подход к обучению более практичный и более тесно связан с жизненной практикой».
Продолжает тему Сергей Рыков в рубрике «Чужая азбука». Он рассказывает о датских школах, в которых ему довелось побывать. По мнению автора, они напоминают некий молодежный клуб по интересам. Классы разделены на потоки, где каждый выбирает то, что ему ближе.
Наш коллега - экс-редактор журнала «Сноб» Александр Мурашев - решил лично провести сравнительный анализ различных систем образования. Целый год он путешествовал по разным странам, посещая школы и другие образовательные организации. Ну и, как водится, написал книгу. Она называется «Другая школа. Откуда берутся нормальные дети».
Так вот, в рубрике «А вы читали?» в том числе и рецензия на эту книгу. Ее автор Ольга Бугославская говорит о том, что, «несмотря на восторженный характер большей части статей, книга парадоксальным образом убеждает в том, что ругаемая здесь традиционная школа вовсе не безнадежна».
Позволю себе процитировать показательный абзац:
«Во многих из упомянутых в книге заведениях декларируется стремление подготовить учеников к реальной жизни. Однако реальная жизнь при этом мыслится как вечный праздник, где нет места скуке и рутине, где все относятся друг к другу бережно и чутко и занимаются исключительно тем, что представляет интерес. За пределами таких школ детей будет ждать большое разочарование».
Читая блестящий материал «В гостях у Шолохова» Максима Петрова, ученика 9‑го класса из Подмосковья, убеждаешься, что все с нашей школой в порядке. И с нашими учителями, которые помогают в раскрытии потенциала таких ребят.
Максим живо и по-настоящему талантливо описал свою поездку на малую родину классика мировой литературы - в станицу Вёшенская на севере Ростовской области. В финале своего текста он пишет:
«Я обязательно сюда вернусь. К этой реке и лесу с белыми грибами. К этим тополям вдоль дорог. К огромным степным балкам, при виде которых всплывают в памяти кадры боев из фильма «Тихий Дон», и как напоминание о тех событиях стоит в одной из них небольшой столб с надписью: «В годину смуты и разврата не осудите братья брата».
Да, способность так тонко чувствовать художественные произведения и саму жизнь немногие назовут таким уж необходимым навыком.
Но я не соглашусь. Если подросток так выражает свои мысли, значит, все у него в порядке, чем бы он в будущем ни решил заниматься.
О чем-то подобном, но со свойственным ему масштабом мысли, пишет Евгений Ямбург, чьи титулы и звания можно перечислять бесконечно. Заброшенный (термин психологов-экзистенциалистов) в наше время, он пытается докричаться до каждого, кто в суетливой кутерьме порой забывает о самом главном. Так как же преодолеть моральную слепоту и подняться над эгоизмом собственной боли? Как всегда, талантливо, как всегда, неоднозначно, как всегда, умея разбудить даже крепко спящих.
Редактор отдела писем и социальной защиты Надежда Тумова в своем материале «Никогда не говори, что некогда» тоже пишет о неравнодушии. «Куда мы торопимся, куда спешим? - задается она актуальными вопросами и заключает: - А хорошо бы остановиться и задуматься: что происходит с нами и с нашими детьми?»
Возвращаясь к уже упомянутому Максиму Петрову, скажу, что он, кроме прочего, провел опрос для центрального разворота номера - газеты в газете «Эпицентр». Она затрагивает важную тему ученического самоуправления. Так что же это - имитация бурной деятельности или реальная сила? Честные ответы его сверстников на во многом неудобные вопросы.
Кажется, номер удался. Согласны?

Арслан ХАСАВОВ,
главный редактор «Учительской газеты»