С детства и на всю жизнь
- У театра есть слоган: «С детства и на всю жизнь». С какого возраста вы приглашаете детишек в ТЮЗ?
- Новогодние представления могут быть и для самых маленьких, а первые осознанные зрители, которых мы ждем, - это пяти- и шестилетки. Для них есть и «Кот в сапогах», и «По щучьему велению», и «Бременские музыканты» с узнаваемой каждым ребенком музыкой. Бывает, приходят мамы с детишками предшкольного возраста, а на руках двухгодовалые малыши - вот первое приобщение к театру.
- Что дает театр маленькому ребенку?
- Он видит, что мир разнообразен, в нем есть не только что-то сугубо конкретное, но и условность, образы, метафоры. Происходит включение в чужую историю. Ребенок начинает сопереживать, сочувствовать, содействовать. Я бы назвала это культурной прививкой. Есть вещи, мимо которых человек может пройти, если не встретился с ними в детстве. Например, привычка слушать концертную классическую музыку для наслаждения может быть сформирована только в детстве. Так и понимание театра как культурной институции.
- Пройдем дальше по ступеням взросления. Переходный возраст: что театр предлагает детям около 10 лет?
- Премьера сезона - спектакль «Тимур и его команда». Когда возникла идея постановки, молодой московский режиссер Павел Пронин захотел проверить, насколько произведение Аркадия Гайдара актуально сегодня. Как можно это сделать? Конечно, прийти в школы. Были выбраны три школы, классы в разных параллелях. Ребятам предложили заранее прочитать текст, затем состоялся разговор. Школьники сказали однозначно: тема интересная. Поднимаются такие вопросы, как товарищество, социализация, как правильно жить - в коллективе или проще и легче быть индивидуалистом…
Общение школ и театра имело продолжение. Тимуровское движение - по сути современное волонтерство. Возникла мысль о конкурсе волонтерских проектов среди учебных заведений, которые участвовали в предварительном обсуждении. Школа №75 стала победителем. Ее ученики были приглашены на сдачу спектакля и дальнейшее обсуждение - интересно было услышать мнение о результате от тех, кто участвовал еще в старте проекта.
- Одна из самых сложных аудиторий - подростки, примерно с 13 до 16 лет. Уже не дети, еще не взрослые… Как ставить спектакль для недоверчивых, все подвергающих сомнению зрителей?
- Согласна, немногие режиссеры готовы рисковать. Хорошо, что у нас такие есть. Художественный руководитель театра Григорий Лифанов поставил спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова. Удачным оказалось нехрестоматийное, но бережное прочтение «Евгения Онегина» (автор идеи и постановщик Ксения Кузнецова). После нового года Елена Невежина приступает к работе над спектаклем «Собачье сердце».
О многих постановках трудно сказать, для кого они, для детей или для взрослых. Вот, например, «Щелкунчик» по сказке Иоганна Гофмана. Возрастной ценз 8+. Некоторые мамы, которые привели детей, говорили: «Мы пережили на спектакле сильнейшие эмоции, вспомнили свои мечты о любви».


Театр идет в школу, а школа - в театр
Театр юного зрителя - один из самых успешных театральных коллективов на Среднем Урале. Существует такой театральный показатель - заполняемость зала, он считается одним из основных маркеров востребованности и зрительской любви. ТЮЗ стабильно в тройке лидеров, почти наравне с таким культурным гигантом, как Екатеринбургский театр оперы и балета. Более 90 процентов мест заняты всегда.
Содержательная база успеха, конечно, в репертуаре, который отвечает интересам самой разной возрастной аудитории. Есть и организационная база - выстроенная и постоянно развивающаяся система взаимодействия театра с образовательными учреждениями.
Несколько лет назад в здании Екатеринбургского ТЮЗа был проведен капитальный ремонт. На это время, около двух лет, театр перебрался на другие площадки, можно сказать, сцена ТЮЗа переехала в школы. Было создано несколько спектаклей, премьеры которых состоялись в школьных актовых залах.
- А что сейчас?
- Вернувшись на собственную обновленную сцену, театр не забыл школьную, так выручившую коллектив. Создаем спектакли небольшого формата, чтобы их было удобно перевозить, по программе предмета «Литература».
Школьники вовлекаются иногда и в процесс создания спектаклей на большой сцене. Например, при постановке «Щелкунчика» мы обратились в художественную школу с предложением провести конкурс иллюстраций к произведению Гофмана. В театральном фойе была организована выставка, а часть работ вошла в спектакль в качестве декораций. Когда Машенька мечтает, сидя на качелях, за ее спиной появляются сказочные города, необычные реки, загадочные замки. Молодые художники получили благодарственные письма, они упомянуты и в театральной программке.
Превью, предпоказы, на которые собирается целевая аудитория, стали нормой жизни театра. На предварительный показ премьеры прошлого сезона «730 шагов» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» были приглашены школьники, студенты, преподаватели. Почти три часа сценического действия, а затем обсуждение, которое получилось горячим и полезным. Режиссер Григорий Лифанов искал варианты, как сделать постановку более компактной, может, стоит сократить какие-то эпизоды. Услышал в ответ эмоциональную оценку старшеклассницы: «Ну что вы, ничего убирать не нужно. Я очень люблю Достоевского, хорошо его знаю: для меня этот спектакль - совершенство!»
После «Вишневого сада» устроили разговор «Актуален ли Чехов сегодня?». Ребята так увлеклись, что потом создали несколько видеороликов на данную тему, мы их теперь показываем в антрактах.
- Чтобы в театр пришли дети, нужно привлечь тех взрослых, которые являются их наставниками. Как строится общение с педагогами?
- Начинаем с большой конференции в рамках августовского педсовета, которая проходит в ТЮЗе. Проводим целевые показы для учителей, в основном преподавателей гуманитарного цикла. Так, они посмотрели «Стеклянный зверинец», «730 шагов». В прошлом сезоне начал действовать Театральный клуб молодого педагога. Вместе с коллегами из школ на базе театра провели презентацию программы повышения квалификации учителей по теме «Театральная педагогика как средство создания развивающей театральной среды».
Я нашими педагогами восхищаюсь. Например, Татьяна Делеровна Кочубей из гимназии №2 наш давний друг и партнер. Ведь чтобы провести обсуждение спектакля, требуется большая предварительная работа.
- Что театр делает для родителей?
- Мы опробовали такой формат, как семейный просмотр с последующим обсуждением спектаклей. Вот как это происходит. Дети и родители из гимназии №108 пришли на спектакль «Матрос Чижик». После его окончания для ребят была организована прогулка по парку, с которым граничит ТЮЗ, а взрослые зрители остались в зале и делились друг с другом, а также с профессиональными психологами мыслями и чувствами, которые вызвала постановка. Речь идет о конфликте восприятия мира между мамой и сыном. Тема-то волнующая! Родительский диктат, заботы, которые сводятся лишь к вопросам «Что ты ел?» и «Сделал ли домашнее задание?». Отдаление детей, все больше времени проводящих вне дома. Опыт оказался интересным, востребованным.
- До детских садов театр еще не добрался?
- Не поверите, но процесс уже начался. Пока ограничиваемся экскурсиями по театру, но ищем и другие формы контакта. Есть еще одна перспективнейшая аудитория, в другом возрастном направлении, 16+, это студенты колледжей. Нам есть что им показать!
- Евгения Леонидовна, провокационный вопрос: что первично в связке «театр и школа»?
- Покаюсь. Когда я являлась руководителем в системе образования, не до конца понимала значение театра именно для образования. Если же сейчас меня спросят, что лучше - традиционный урок литературы или спектакль по произведению, - отвечу: конечно, эффективнее театр. То эмоциональное восприятие, которое возникает в зале, когда гаснет свет, начинает звучать музыка, раздаются первые слова артистов, оставляет такой след, что у ребенка появляется желание читать! А чтение - основа образования. Только тот, кто полюбил читать, способен полюбить процесс образования и самообразования.

Екатеринбург