Галина ИВАНОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
- В последние годы нам удалось значительно продвинуться в решении этой проблемы. Воронежская область третий год является участником приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», одна из главных задач которого - создание новых мест в общеобразовательных организациях. В регионе ежегодно открываются две-три новые школы, оснащенные современными средствами обучения. Но, как оказалось, это далеко не предел. Нынешний учебный год мы встретили свое­образным рекордом: 1 сентября распахнули свои двери сразу девять новых школ на 7762 места - шесть в Воронеже и по одной школе в Бобровском, Новоусманском и Терновском районах области.
Одним из самых сложных моментов остается нехватка мест в отдельных микрорайонах Воронежа - там, где ведется интенсивная жилая застройка. В частности, на территории, ограниченной улицами Московский проспект - Шишкова - Ломоносова. Но и там планируется возвести современный «социальный узел», в основе которого будет самая большая школа не только города, но и страны - на 2860 мест. Строительство планируют начать уже в следующем году.

Наталья КАРМАЗИНА, первый заместитель министра образования Карелии:
- Особо остро проблема с местами в общеобразовательных организациях стоит в Петрозаводске. Это вызвано рядом причин: миграция населения из районов Карелии, необдуманная политика городской застройки, исключающей строительство социальных объектов. Все это привело к тому, что в активно застраивающихся районах с нагрузкой справляются школы, возведенные ранее, не рассчитанные на вызовы сегодняшнего дня. Напомню, что последний раз новая школа в Петрозаводске открылась в первой половине 90‑х годов прошлого века. Благодаря национальному проекту «Образование» в 2019 году в карельской столице начнется строительство новой школы на 1350 мест. Это долгожданное событие для всех жителей города. Однако проблема нехватки мест будет решена лишь частично. Считаю, что наряду со строительством новых школ необходимо развивать сеть организаций среднего профессионального образования, поскольку более 40 процентов выпускников 9‑х классов поступают в техникумы и колледжи; применять сетевую форму взаимодействия, работать с расписанием. Кстати, новые школы появятся также в г. Кемь и Медвежьегорске.

Елена ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Я общаюсь с коллегами из разных школ и могу сказать, что серьезной проблемы нехватки мест для учеников у нас в городе нет. «Перебор» в отдельных классах составляет 2‑4 человека, случается и недобор. Постройка новых современных школ создала даже ситуацию борьбы за учеников. Администраторы школ делают все возможное, чтобы успешные ученики не переходили к «конкурентам».