Алексей ПЕТРУХИН, режиссер фильмов «Училка» и «Последнее испытание», актер, продюсер, сценарист:
- Конечно, возможно! Кино - это мощнейшее средство массовой информации, самый проникающий инструмент для формирования общественного мнения на любую тему. Через эмоции, спецэффекты, киноязык, звук, музыку людям доносится тот или иной «25‑й кадр». Что касается профессии учителя, безусловно, кино может и должно популяризировать эту профессию, воспитывать в молодежи, детях понимание того, что значит учитель. Большое кино на эту тему должно соответствовать всем мировым тенденциям кинематографа, привносить технологические эффекты и все современные драматургические приемы. На мой взгляд, нужно не впрямую расхваливать учителя с киноэкранов, а показывать различные, может быть, даже провокационные ситуации. Но главное - в финале должен складываться понятный для зрителя месседж.
Я об этом говорю и именно этой проблемой все последние годы был обеспокоен. В 2015 году мы сняли картину «Училка». Отчасти провокационно, но мы сделали все как надо. В 2019 году мы продолжили эту тему картиной «Последнее испытание». Этой же теме будет посвящена следующая картина - «Выживание».
Поэтому я очень рад, что президент видит эту проблему, понимает и озвучивает пути ее решения. Кино должно быть сильным, мощным и точным.

Лариса АРАЧАШВИЛИ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2019, учитель русского языка и литературы школы №55 «Долина знаний» Советского района Волгограда:
- Мне кажется, кино может способствовать популяризации профессии учителя, но все же стоит понимать, что оно не решит всех проблем.
Какое же это должно быть кино? Честное. Сейчас мы видим фильмы, которые показывают крайности. Например, «Училка», где героиня - уничтоженная морально женщина, которая решается на захват заложников, или «Географ глобус пропил», где получается, что любой может прийти в школу и учить. Книга была хорошая, хотя и не про учителя вовсе, а про человека, потерявшего себя, а вот фильм получился слабый и невнятный. В советском кино образ учителя был, на мой взгляд, чересчур приглаженным. У нас нет фильмов, подобных «Обществу мертвых поэтов», «Хористам», «Писателям свободы», «Учителю на замену». Это должны быть именно такие фильмы, рассказывающие о неравнодушных учителях, которые строят взаимоотношения с учениками на принципах гуманизма, которые не чужды ничему новому, которые умеют веселиться и быть интересными. Фильмы должны показать, что учительство - это не только про низкую зарплату, кучу отчетности, это про призвание, про креативность и ум.

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012:
- Конечно, здорово, когда государство озабочено поддержанием статуса учителя. Мне кажется, правда, что увеличение заработной платы и снижение уровня контроля эффективнее повлияли бы на изменение отношения к учителю, потому что он стал бы иначе себя ощущать сам. Если говорить о кино, думаю, что предложение это ассоциативно связано с такими советскими «нетленками», как, к примеру, «Доживем до понедельника» или «Большая перемена» - в надежде повторить их уровень. Однако то кино возникло как раз как отражение социального статуса учителя и школы в советское время и имело такой сильный эффект потому, что было честным. В этом смысле круг замыкается: если мы хотим увидеть кино, показывающее социально признанного педагога, нужно для начала сделать это в реальной жизни. В противном случае ощущение фальшивости от кинопродукции перебьет столь высоко поставленные цели.

Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования г. о. Крас­ногорск, Московская область:
- Мы все помним советские фильмы о педагогах. Их смотрели всей страной, цитаты из этих фильмов были в обиходе не один десяток лет, но повысили ли они существенно статус профессии? В краткосрочной перспективе скорее да. В среднесрочной и долгосрочной - скорее нет. И это понятно: ученик проводит в школе 11 лет, и, если образ учителя из фильма не соответствует реальности, времени, чтобы это понять, достаточно. И все же, думается, что работа учителя должна быть широко представлена в кино. Учителя должны появляться в фильмах и сюжетах, и их роль должна быть положительной. Еще очень правильно, как мне кажется, дать слово реальным успешным педагогам. У многих из них колоссальный опыт практической педагогики, настоящей, не выдуманной и очень профессиональной. Пусть расскажут о себе: как они живут, как учат детей и как взаимодействуют с родителями. Может быть, это будет чья-то педагогическая находка или ученический успех, а может быть, чей-то жизненный путь или история школы. Потому что успех учителя касается многих. Для кого-то это в дальнейшем правильный выбор профессии, для кого-то - пример для подражания, а для кого-то - счастливое детство. Давайте это покажем.

Николай ПОЛОВИНКИН, учитель истории и обществознания темниковской средней школы №1, Мордовия:
- Кино нынче стало либо коммерческим, либо фестивальным. Его снимают либо для прибыли, либо для признания. Очень трудно снять художественный сюжет про жизнь среднестатистического учителя обычной школы, поскольку мало кому будет интересна такая история. Особенно в условиях засилья голливудских блокбастеров. Школьникам, отвыкшим от детского кино из-за его отсутствия в кинопрокате и на ТВ, будет совсем не до фильмов про учителя. Тем более что в последнее время все снятые кинопроизведения содержали больше «чернухи» и про школу, и про педагогов. Если кино с воспитательным эффектом и будут снимать во исполнение поручения президента, то кроме организованных культпоходов и эффекта принудиловки это ничего не даст.

Ирина МАТВЕЕВА, учитель, Великий Новгород:
- На мой взгляд, кино отражает реалии жизни. И, если героем нашего поколения был благородный бессребреник учитель Мельников из «Доживем до понедельника», то нынешние герои вроде педагога из фильма «Географ глобус пропил» мне совсем не нравятся. Есть ли в современной жизни светлые подвижники-учителя? Конечно, есть! Но кинодеятелям они неинтересны. Они предпочитают снимать фильмы о самых отвратительных вещах, считая, что таким образом привлекут массовую аудиторию. Поэтому я уверена, что наше государство должно частично или полностью спонсировать фильмы воспитательной направленности для детей и юношества, в том числе кино о школе. Так и делается, кстати, во многих странах мира.

Инна И., учитель литературы и русского языка, Нижегородская область:
- Идея давно носится в воздухе. Еще в 2011 году я почти случайно побывала на конкурсе «Учитель года» в другом регионе. Познакомилась с одной из финалисток. Сама она, ее судьба, методы, которые она использует в работе, ее самоотверженность и альтруизм произвели на меня неизгладимое впечатление. Я сразу же подумала, что про таких людей нужно снимать фильмы и показывать их на центральных каналах. Я поделилась своим замыслом со знакомым молодым режиссером, выпускницей ВГИКа. Она покивала головой, но сказала, что денег на такие проекты никто из продюсеров не даст, что нужна государственная программа. На мой взгляд, нужны не только деньги. Нужен экспертный совет, состоящий из авторитетных учителей-практиков, который будет давать заключение по предлагаемым сценариям. А то деньги уйдут не в те карманы, бездарные сценарии могут взять в работу, и хорошее начинание может превратиться в противоположность.