Анализируя непосредственно свою педагогическую работу, задаем вопрос: а без какой технологии не может обойтись ни один педагог в своей профессии? Ответ, кажется, тоже очевиден. Так, по праву в нашем учреждении, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, все-таки основополагающей является педагогика сотрудничества. В сотрудничестве взрослого и ребенка выявляются проблемы ребенка, его жизненные ценности и цели, проводится корректировка... В детском доме при работе с данной технологией учитывается и следующая идея автора данной технологии Артема Соловейчика, его сторонников Шалвы Амонашвили, Виктора Шаталова - идея педагогизации окружающей среды. Руководство и педагогический коллектив целенаправленно уже несколько лет проводят работу по привлечению неравнодушных людей, которые по праву смогли бы стать примером для наших детей в профессии, в личной жизни. И вот результат: нашими друзьями - партнерами в деле воспитания сирот стали Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, Пожарно-спасательная часть МЧС, женская баскетбольная команда Суперлиги-1 Республики Коми, Коми отделение ОАО «Сбербанк России».
Жизнь воспитанников с такими друзьями стала интересной, живой, современной, духовно обогащенной, наполненной смыслами. Ресурсы каждого партнера используем для формирования определенных компетенций.
Задорные, молодые, энергичные девушки-баскетболистки команды «Ника», представляющие спорт на соревнованиях российского уровня «Суперлига-1», - это отличный пример для формирования жизненных планов (целей) воспитанников, взглядов на современный мир, познания духовного мира.
И, казалось бы, что можно формировать у детей-болельщиков на соревнованиях, где сражаются профессиональные баскетбольные клубы? Только бездумную радость, скажет кто-то. Это не совсем так! Оказывается, говоря на современном языке педагогики, наблюдая игру, можно четко отслеживать ключевые компетенции: креативность, коммуникации спорт­сменов, их кооперацию и критическое мышление. Только благодаря скорости мышления команда, проигрывающая сопернику, за 9 секунд до окончания матча способна перевернуть ход игры и стать победительницей. А эти качества: умение бороться, брать ответственность на себя, быть лидером, - которые демонстрируют прекрасные молодые спортсменки в игре, нужны человеку не только на паркете, но и в любом другом деле. Глубокие чувства сопереживания, радости, удивления, огорчения, восхищения - это чувства, без которых невозможна жизнь любого человека. Как говорят ученые, формирование социально значимых черт личности невозможно без эмоциональной составляющей. Именно на соревнованиях мы учимся радоваться, переносить достойно все поражения и победы наших шефов - спорт­сменов. Проигрывая игру с любимой командой, даем установку себе: «Нельзя недооценивать соперника». Победа команды в игре позволяет сделать новый вывод: «Где единение, там и победа» (Публиций Сир). Мы обсуждаем игровые моменты с детьми и берем на вооружение главное: трудиться и не сдаваться. Может, и не получится сиюминутно скопировать и перенять волевые качества спортсменов, но пища для размышления получена. И в свободное от игр и тренировок время, казалось бы, такие недоступные звезды российского баскетбола запросто приходят в гости к нашим воспитанникам и, общаясь с ними на разные темы, вновь дают уроки жизни: как воспитывать в себе характер, выдержку, где брать силы, когда трудно… Предметами нашего разговора являются прочитанные книги, современная российская политика, спорт, дружба, семья, и разные спортивные активности. Учимся с любимыми спортсменками быть интересными, коммуникабельными, целеустремленными, эмоциональными! Промежуточные результаты, фиксируемые нами в итоге совместных усилий, нас радуют и дают уверенность в том, что мы на правильном пути.
А дружба с одним из ведущих вузов Республики Коми - Сыктывкарским лесным институтом - дает нам возможность формировать экологическую культуру воспитанников.
Мы разрабатываем и реализуем совместные экологические и научно-исследовательские проекты, в процессе работы над которыми воспитанники ведут наблюдения, приобретают трудовые навыки и опыт проведения научных и практико-ориентированных исследований. Участники проектов сообщают остальным воспитанникам детского дома о результатах работы, а также выступают на городских и республиканских научно-практических конференциях. Наши шефы доверяют нам весьма серьезные проекты. Для нас очень важно, что такое социальное партнерство дает возможность детям в реальной жизненной ситуации применять на практике полученные в школе предметные знания.
К примеру, наши дети разработали проект клумбы для украшения сквера перед институтом. Проект понравился нашим шефам, одобрили проект к реализации, но площадь участка выделили намного меньше, чем на схеме. Вот и столкнулись ребята с трудностью: как уместить конструкцию клумбы на таком участке, да так, чтобы было красиво и симметрично? Дети сообразили быстро. Они вспомнили учебный материал по геометрии 7‑го класса «Подобие. Коэффициент подобия», сделали соответствующие подсчеты, и клумба была сконструирована.
Часто приходится слышать суждения о том, что привыкшие жить на всем готовом выпускники детских домов не умеют правильно распоряжаться деньгами. Да, это так, ведь и у нас на памяти множество таких примеров. Дети совершают необдуманные покупки, спокойно доверяют управление личными денежными средствами, которые накопились в период пребывания ребенка в детском доме, посторонним незнакомым лицам, мошенникам... При работе над данной проблемой снова вспоминаем философские мысли: «С тьмой не нужно бороться - нужно просто нести свет». И мы видим простое решение этой проблемы, которое сводится к повышению уровня финансовой грамотности воспитанников. Главные знатоки «финансовой кухни» - наши шефы-финансисты в лице специалистов Сбербанка - нас сопровождают и помогают в решении нашей насущной проблемы: организовывают для детей экскурсии в офисы, снабжают литературой, проводят деловые и ролевые игры. Кстати, по поводу игр: дети действительно многое познают через игру. А мы, педагоги, фиксируя замеченный интерес детей к играм, быстро переключаемся на освоение новых технологий. Геймификация - вот что является наиболее важным в вопросах формирования потребительской культуры с использованием финансовых инструментов. Нами пройден очень важный образовательный курс «Школа проектов», созданный командой Geek Teachers. Впереди нас ждет очень современная и интересная работа.
Конечно же, результативность нашей работы напрямую зависит от умения директора найти и привлечь интересных, неравнодушных людей, убедить их во взаимовыгодном сотрудничестве. И мы знаем - потребность помогать учреждению у наших социальных партнеров идет от сердца.
Зоя Алексеевна Вахнина возглавляет детский дом №3 города Сыктывкара с первых дней его основания. За 24 года выстроена эффективно функционирующая, продуманная до мелочей воспитательная система. Здесь нет ничего лишнего. Каждый работник знает, что он должен делать, знает, зачем и как это делать. Здесь умеют дружить… Именно поэтому многие выпускники нашего детского дома успешны в жизни. Они с радостью сотрудничают с нами после выхода из детского дома, приходят в свой дом, где их любят и ждут.

Сыктывкар