Напомним, что PISA - крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15‑летних школьников по всему миру: проверяются их математическая и естественно-научная грамотность, а также грамотность чтения. Разработка ОЭСР «PISA для школ» позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования.
Как известно, одна из основных целей национального проекта «Образование» - вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Чтобы наблюдать динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам PISA.
В 2019 году такую оценку пройдут школы Республики Саха (Якутия), Бурятии, Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа, Саратовской, Ульяновской, Вологодской, Иркутской, Томской, Ивановской, Липецкой и Брянской областей. Также в 2019 году пройдет общероссийская оценка по стандартам PISA, в которой примут участие и другие субъекты РФ. Итоги исследования в 14 пилотных регионах будут подведены в конце 2019 - начале 2020 года.
Что подобное исследование даст конкретным школам? Об этом рассуждают наши эксперты и читатели.

Сергей СТАНЧЕНКО, директор Федерального института оценки качества образования:
- Исследование PISA разработано как инструмент, предоставляющий школе возможность получить информацию об уровне владения обучающимися компетенциями, проверяемыми PISA, а также узнать свое положение на шкале мирового рейтинга. При наличии достаточного количества 15‑летних учеников, принявших участие в исследовании (от 42 человек), школа получит индивидуальный отчет, позволяющий выявить проблемные места, разработать адресные решения или, напротив, выявить позитивные практики. Отмечу, что такой отчет содержит деперсонифицированные данные, определить отдельного обучающегося по ним невозможно.
В рамках исследования будут собраны огромные объемы информации. Это не только результаты выполнения заданий детьми. Будет собираться информация о школах, об инфраструктуре, управленческих идеях и практиках, которые используются. Сопоставление собранных данных поможет понять, за счет чего школы сумели получить более высокий результат, чем образовательные организации, имеющие схожие условия. Такой положительный опыт может быть транслирован для всех.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
- Безусловно, нам важно понимать, на каком месте мы находимся с позиции международных исследований PISA. Хотя бы потому, что они ориентированы не на оценку предметных знаний, а в первую очередь на наличие у школьников практических навыков, умения применять те или иные знания для решения вполне конкретных жизненных проблем и ситуаций. Эти навыки нужны всем независимо от того, в какой стране человек живет. Но все дело в том, что мы уже и так примерно понимаем, где находимся в этой системе измерений. И примерно понимаем, что делать.
Хотя лично я бы посмотрел на проблему под иным углом. Может быть, имеет смысл начать с учителей, а не с учеников? Может, необходимо изменить систему высшего педагогического образования, чтобы она начала готовить преподавателей, способных развивать учащихся именно в практико-ориентированном, а не чисто предметном ключе?

Юрий КЛЮЕВ, директор брянского городского лицея №1 имени А.С.Пушкина, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018:
- По замыслу организаторов принимающие участие в этом исследовании школы должны получить материал для подробного анализа состояния дел в образовательной организации. Хотя, честно говоря, лично я предпочел бы принять участие в каком-нибудь российском исследовании, которое было бы выстроено, исходя из наших реалий. Не стоит всегда и во всем подстраиваться под других, особенно если у других все сильно отличается от нашего. Впрочем, попробовать можно и даже нужно. Единственное, пока рано делать прогнозы и убеждать себя в том, что это будет только на пользу нашей системе образования в целом и школам в частности. В конце концов польза эта станет очевидной только постфактум, когда мы получим на руки результаты. А до того вся эта система мероприятий представляется как довольно трудоемкий процесс, отнимающий много сил и времени. Но, конечно, если мы потом увидим реальную пользу и отдачу, то эти затраты окупятся, мы поймем, что выкладывались не зря.

Елена ТИМОШКО, доцент Центра мониторинга и дополнительного профессионального образования Новгородского института развития образования (НИРО):
- У нас в Новгородской области была апробирована система оценки качества образования, разработанная авторским коллективом Центра мониторинга и дополнительного профессионального образования НИРО. И первыми системой заинтересовались именно директора школ. Дело в том, что согласно новым ФГОС руководители образовательной организации несут ответственность за создание внутренней системы оценки качества образования. Все руководители школ, которые использовали нашу систему, отметили, что в результате они получили объективную оценку ситуации в конкретном учреждении образования. В то же время этот мониторинг показал проблемы, над которыми нужно работать.

Эдуард ХАКИМОВ, директор образовательно-культурного центра «Финно-угорская точка», кандидат психологических наук,
г. Сиппола, Финляндия:
- В российских школах многие ученики учатся для того, чтобы успешно сдать экзамены, а не для того, чтобы научиться применять знания в решении задач текущей жизни. Содержание школьного образования слабо связано с жизнью ученика. Если в российских школах регулярно станут проводить тесты PISA, то для успеха нужно, чтобы у учителей изменилась целевая установка: учим для жизни, отбираем содержание образования из жизни, проверяем знания учеников в решении ими задач из их жизни.

Ксения КИРИЛЛОВА (имя и фамилия изменены), учитель географии, Нижний Новгород:
- Ни мне, как педагогу, ни школе участие в таких мероприятиях не даст ничего, кроме дополнительной головной боли. Заполнение бланков, сбор данных - все это, скорее всего, ляжет на учителей. А результатов нам, вероятно, не скажут. Так часто происходит. Вообще же я против сравнения. Если сравнить нашего отличника и нашего двоечника, то разница будет грандиозной. Но что вообще даст сравнение на мировом уровне, я не очень хорошо себе представляю.