Разъяснения по наиболее актуальным вопросам применения нормативных правовых актов, связанных с продолжительностью отпусков, рабочего времени, досрочного пенсионного обеспечения, наполняемостью классов (групп); по вопросу установления режимов работы детских дошкольных учреждений и школьных учреждений по «семейному графику»


Раздел I
В ЦС профсоюза обращаются члены профсоюза, руководители образовательных организаций, руководители региональных (межрегиональных) и территориальных организаций профсоюза по вопросам применения нормативных правовых актов, связанных с продолжительностью отпусков, рабочего времени, досрочного пенсионного обеспечения, наполняемостью классов (групп).

Наиболее часто возникающие вопросы связаны:

1. С продолжительностью рабочего времени учителей в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодными основными удлиненными (ежегодными дополнительными) оплачиваемыми отпусками.
При решении указанного вопроса необходимо учесть, что основополагающим федеральным нормативным правовым актом, регулирующим продолжительность рабочего времени учителей в период каникул обучающихся, а также в период отмены (приостановки) учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, если эти периоды не совпадают с их ежегодными основными удлиненными (ежегодными дополнительными) оплачиваемыми отпусками, является приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированный Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный №42388 (далее - Особенности режима рабочего времени; приказ №536).
Указанные периоды согласно положениям разделов IV и V Особенностей режима рабочего времени являются для учителей рабочим временем. В эти периоды учителя выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
При этом в пределах нормируемой части педагогической работы учителей, определяемой в астрономических часах, включающей проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены), допускается:
- уточнение с письменного согласия учителей режима их рабочего времени путем введения суммированного учета рабочего времени;
- уточнение видов выполняемой работы согласно пункту 5 раздела I «Общие положения» квалификационных характеристик.
Не допускается установление учителям продолжительности рабочего времени, предусмотренного по должностям педагогических работников, к выполнению работы по которым при уточнении видов выполняемой работы они могут привлекаться в каникулярный период и в период отмены занятий.
Уточнение режима рабочего времени и видов выполняемой работы в указанные выше периоды оформляется приказом организации.

2. С регулированием порядка определения учебной нагрузки учителей, осуществляющих обучение детей на дому, и оплатой их труда в каникулярный период, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным и ежегодным дополнительным оплачиваемыми отпусками (далее - отпуск).
Вопросы, связанные с порядком определения учебной нагрузки учителей, осуществляющих обучение на дому детей, регулируются пунктами 2.5 и 2.6 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», зарегистрированным Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный №36204 (далее - приказ №1601).
В соответствии с пунктом 2.5 приложения 2 к приказу №1601 при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.
Согласно пункту 2.6 приложения 2 к приказу №1601 наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым п. 4.2 приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

3. С продолжительностью ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (далее - отпуск) воспитателей, музыкальных руководителей, других педагогических работников, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и (или) нуждающимися в длительном лечении, а также с нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей, работающих с такими детьми.
При решении вопросов, связанных с продолжительностью отпуска, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
В дошкольных образовательных организациях, не являющихся специализированными дошкольными организациями, воспитателям, музыкальным руководителям, а также всем другим педагогическим работникам, работающим с обучающимися (детьми) с ОВЗ и (или) нуждающимися в длительном лечении, продолжительность отпуска определяется в соответствии с пунктом 4 раздела I приложения к указанному постановлению и составляет 56 календарных дней.
В общеобразовательных организациях отпуск продолжительностью 56 календарных дней воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, работающим с обучающимися с ОВЗ и (или) нуждающимися в длительном лечении, предоставляется в соответствии с пунктом 4 раздела III приложения.
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 25 часов педагогической работы в неделю, устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ, что определено п. 2.5 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601.
Следует также учесть, что предоставление отпуска продолжительностью 56 календарных дней педагогическим работникам, работающим с обучающимися (детьми) с ОВЗ и (или) нуждающимися в длительном лечении, а также применение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 25 часов педагогической работы в неделю, для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (детьми) с ОВЗ, не обусловлено количеством таких детей в группе, а также необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня с такими детьми.
При этом следует учитывать, что в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», для организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, необходимо создание группы комбинированной направленности.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Статус обучающегося с ОВЗ (в том числе статус обучающегося с ОВЗ ребенку из числа инвалидов), который педагогическим работникам дает право на отпуск 56 календарных дней или норму 25 часов в неделю педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК), деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

4. С наполняемостью классов, групп.
Необходимо обратить внимание на необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН):
- к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049‑13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями).
Прежде всего следует учесть, что в соответствии с указанными постановлениями изменился порядок определения наполняемости классов (групп).
Так, количество учащихся в классе определяется теперь исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, составляющей 2,5 м² на 1 ученика при фронтальном обучении, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 м2 на одного ребенка, фактически находящегося в группе. При этом условием соблюдения указанных норм будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни. Фактическое же присутствие всех принятых в группу детей приведет к нарушению установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей.
В отношении комплектования дошкольных групп данные выводы изложены к п. 1.9 СанПиН в решении Верховного суда РФ от 04.04.2014 №АКПИ14-281, согласно которому несоблюдение Санитарных правил может привести к несоблюдению установленных гигиенических нормативов, к ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя по договору с родителями детей обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг, что нарушает права и законные интересы родителей.
Нарушение норм СанПиН, связанных с комплектованием классов (групп), приводит также к нарушениям трудовых прав педагогических работников. Если, к примеру, на каждого воспитателя в смену в зависимости от возраста детей приходилось 15-20 человек, то в настоящее время в нарушение норм СанПиН на каждого воспитателя в смену приходится по 35-40 детей, что нередко приводит к травматизму детей, повышению их заболеваемости, а также к частой сменяемости педагогических работников и помощников воспитателей (младших воспитателей). Превышение норм обслуживания, предусмотренных СанПиН, должно являться основанием для увеличения штатной численности указанных работников либо для установления доплат за увеличение объема работ в порядке, определяемом коллективным договором.

5. С нормативно-правовым регулированием обеспечения права на досрочную страховую пенсию независимо от возраста лиц, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Федеральный закон №350‑ФЗ) и с предоставлением им мер социальной поддержки.
В связи с принятием Федерального закона №350‑ФЗ в положения Федерального закона от 28.12.2012 г. №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, в соответствии с которыми, с одной стороны, за лицами, осуществлявшими не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста, сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а, с другой стороны, предусмотрено, что досрочно страховая пенсия указанным работникам начиная с 1 января 2019 г. должна назначаться от 6 до 60 месяцев позже года достижения права на указанный вид пенсии, то есть не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону №400‑ФЗ.
Центральным советом Общероссийского Профсоюза образования подготовлен и в июле 2019 г. направлен в региональные (межрегиональные) организации профсоюза Информационно-методический бюллетень №3, содержащий извлечения из федерального законодательства по вопросу досрочной страховой пенсии, переписку Общероссийского Профсоюза образования с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, а также информацию о включении по требованию Общероссийского Профсоюза образования (далее - Профсоюз) в Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 1‑е полугодие 2019 г. вопроса «О нормативно-правовом регулировании обеспечения права на досрочную страховую пенсию педагогических, медицинских работников и работников, осуществляющих творческую деятельность в организациях культуры, в связи с принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
По результатам рассмотрения данного вопроса в рабочей группе по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Минтруду России и ПФР было поручено направить в секретариат Комиссии и Профсоюз ответы на поставленные Профсоюзом вопросы, а по результатам проинформировать секретариат РТК. ПФР предложено также направить в секретариат РТК проект Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста (для информирования членов и экспертов рабочей группы).
ПФР в письме от 31 мая 2019 г. №С4-25-19/11141 в адрес Профсоюза дал подробное разъяснение об отнесении независимо от возраста лиц, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, к предпенсионерам. Указанное разъяснение содержится в указанном выше Информационно-аналитическом бюллетене №3.
Необходимо обратить особое внимание на пункт 2.8 письма ПФР в адрес Профсоюза, в котором сообщено, что анализ информации о мерах социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемых субъектами Российской Федерации лицам предпенсионного возраста, показал, что в регионах сложился различный подход к определению лиц предпенсионного возраста.
Согласно информации о нормативных правовых актах субъектов РФ по данному вопросу, в 59 субъектах РФ льготы и (или) меры соцподдержки планируется предоставлять лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, без дополнительных условий.
Вместе с тем за лицами, осуществлявшими не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, должно быть сохранено право на предоставление мер социальной поддержки (к примеру, имеющим звание «Ветеран труда») в год возникновения права на досрочную страховую пенсию, как это предусматривалось при ее назначении в соответствии с Федеральным законом №400 в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года, независимо:
- от возраста;
- от предусмотренной Федеральным законом №350 отсрочки назначения досрочной страховой пенсии на 6-60 месяцев;
- от продолжения педагогическими работниками работы в тех же или иных должностях;
- от оставления в год возникновения права на досрочную страховую пенсию работы в должностях, дающей право на досрочную страховую пенсию, но до наступления срока ее назначения в соответствии со сроками, предусмотренными приложением №7 к Федеральному закону №400‑ФЗ.
Кроме того, если по состоянию на 31 декабря 2018 года условием сохранения мер социальной поддержки, связанной с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживавшим и работавшим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), являлся выход на пенсию (в том числе досрочно) непосредственно из школы, расположенной в указанных населенных пунктах, то начиная с 1 января 2019 г. сохранение предоставления указанной компенсации лицам из числа педагогических работников, оставивших работу в школе, должно быть связано с выработкой 25‑летнего страхового стажа, необходимого для отнесения педагогического работника к предпенсионерам, независимо от возраста и отсрочки назначения на 6-60 месяцев страховой пенсии.
Таким образом, исходя из изложенного, педагогические работники, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста не должны быть ущемлены в правах на меры соцподдержки по сравнению с лицами, достигшими возраста 55 и 60 лет.
Руководителям региональных организаций необходимо проанализировать принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, связанные с мерами соцподдержки, и при необходимости принять меры по внесению в них дополнений в целях сохранения прав на меры соцподдержки лицам, отнесенным к предпенсионерам, в том же порядке, который действовал до 31 декабря 2018 года.


Раздел II
Обращаем внимание, что в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014, приказом Минпросвещения России от 21.01.2019 г. №32 были внесены изменения в части особенностей организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые касаются наполняемости групп и дополнительных должностей работников для работы с детьми.
Приводим раздел III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» с учетом внесенных в него изменений.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии <8>.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья <9>.
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья <10>.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях <11>.
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутис­ти­чес­ко­го спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
а) в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) в возрасте старше 3 лет:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:
детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях <12>.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации <13>.

Продолжение следует

______________
<8> Пункт 21 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный №30242).
<9> Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326).
<10> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326).
<11> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326).
<12> Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326).
<13> Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326).