Вновь построенное здание школы располагает возможностью реализации проекта «Школа - музей», где поэтажно размещаются основные разделы экспозиций, посвященные истории развития фотографии, истории школы, района, округа, города Москвы, России… Нам важно и интересно все, что касается развития культуры, науки и техники.
Продумана концепция создания образовательной среды как системно образованного пространства, в котором ребята учатся не только за партами... В результате активного творческого процесса анализа и сбора информации для музея раскрываются индивидуальные черты личности обучающихся, находящихся в сообществе единомышленников.
Наш музей создан по инициативе выпускников, родителей, обучающихся, учителей школы, ветеранов войн, ветеранов педагогического труда. Это результат поисковой и исследовательской деятельности. Актив музея и рабочая группа в настоящее время занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Время и общественное развитие страны потребовали от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Для решения этой задачи обеспечивается единство образования, воспитания и развития учащихся. Актуальным становится стремление сохранения того, что считалось повседневным, обыденным, а потому и незаметным, не важным.
Сегодня музей является местом воплощения проектов в жизнь, местом, где обучающиеся и их родители, жители района Северный могут узнать об очень важных событиях ушедшего времени, увидеть в подлиннике артефакты - фотографии, фотоаппараты и все то оборудование, с которым когда-то колдовали в ванных комнатах при красном свете лампы их родственники. Удивлению не было предела, когда радостно из кюветы тащили на свет еще не успевшие высохнуть отпечатки, чтобы увидеть жизнь, которая была, но уже ушла во вчера, в историю, ведь фотография - это жизнь, остановленная на миг и запечатленная на века…
Наш инновационный проект предполагает включение в работу всего детско-взрослого сообщества, что позволяет решать целый комплекс образовательных и воспитательных задач, становится средством повышения качества образования. Работа над проектом дает возможность глубже понять судьбы выдающихся людей, выпускников школы, их вклад в развитие страны… Все это помогает наметить пути совершенствования образовательной организации.
Идея создания экспозиции, посвященной первым выпускникам кадетских классов, возникла как потребность наших обучающихся - кадет седьмого класса - узнать больше о сверстниках, решивших еще в школе углубленно изучать историю России, мечтающих о службе Отечеству в Вооруженных силах, о государственной службе. Чем больше мы обсуждали нашу идею, тем больше перспектив открывалось для деятельности! Вопросы сыпались один за другим:
- Как выглядят они - первые кадеты?
- Какую форму и знаки отличия они ввели?
- Как ребята учатся?
- Есть ли победители олимпиад, медалисты?
- Заложены ли кадетские традиции?
- Какие вузы сотрудничают со школами?
- Каковы индивидуальные и коллективные достижения?
- Кто работает и передает кадетам свой опыт из числа бывших военнослужащих?
Дальше еще интереснее:
- В какие вузы поступили ка­деты?
- Кем стали?
- Чего достигли в своей жизни?
Вот и получается, что еще не одно поколение наших школьников-кадет будет работать над продолжением сбора и анализа фактов из жизни первого кадетского выпуска. Надеемся, что кадеты - выпускники 2019 года Москвы станут друзьями нашего музея и школы.
Уже сегодня хочется выразить огромную благодарность за сотрудничество с музеем школы №2044 коллективам учителей школ №709, 806, 1411, 1474, 1861, 2087, Кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус», Колледжа полиции, активно включившимся в работу по сбору и передаче информации для экспозиции.
Ведь данный проект открывает новые странички в летописи не только школы, но и города, это реальный вклад в сохранение исторических данных о москвичах. Обобщение опыта работы с кадетами города позволяет вырабатывать и совершенствовать методы работы с обучающимися-кадетами, использовать лучшие практики в работе.
Не устаем удивляться, какая же интересная жизнь у кадет, какие уникальные образовательные возможности предоставлены им городом, социальными партнерами и профильными вузами столицы!
В каждой школе заключены договоры с вузами, вот некоторые из них: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия», Дипломатическая академия МИД России…
Вот только некоторые примеры из уникальной кадетской жизни первого выпуска нашего города, о котором мы узнали из имеющихся в музее фотографий…
Участие в торжественном марше на Красной площади 7 ноября, в параде на Поклонной горе «Не прервется связь поколений», в вахте Почетного караула на Посту №1 у огня Памяти и Славы монумента Победы, спартакиадах, во Всероссийской акции в Севастополе «Нахимовская ленточка», кругосветном походе на четырехмачтовом парусном корабле «Крузенштерн», в Международном конкурсе социальных инициатив и межкультурных коммуникаций «Дети - послы мира»…
Кадеты - призеры и победители олимпиад, творческих конкурсов города… Восхищает, что ученик 11‑го кадетского класса Колледжа полиции награжден медалью МЧС «За спасение погибающих на водах»…
Рассказывая о событиях кадетской жизни, талантливых учениках, мы привлекаем в кадетские классы все больше мальчишек и девчонок, способных к изучению истории Отечества, уважению и сохранению нравственных ценностей, культурных традиций, ребят, готовых к защите своей Родины.

Елена МАКСИМОВА,
директор школы №2044