Сегодня основной задачей системы образования является создание комфортных и безопасных условий для развития и обучения каждого ребенка в школе, для безболезненного перехода детей дошкольного возраста в 1‑й класс. Переход от дошкольного образования к начальному общему образованию должен быть безболезненным не только для воспитанников, родителей, но и для учителей.
Перечислим некоторые факторы, влияющие на возникновение трудностей при переходе детей дошкольных групп в школу:
- смена социальной обстановки;
- переход воспитанника в статус ученика.
Переход в школу совпадает с началом периода, связанного со сменой игровой деятельности на учебную, который повышает уровень тревожности. Дети устают, становятся невнимательными, отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражительны и капризны. Это объективно сложные психологические этапы взросления.
Также одним из факторов является изменение стиля общения со взрослыми. Дошколята перешли от одного человека - воспитателя, который строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, к выстраиванию взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса.
Одним из главных вопросов является вопрос адаптации к новому человеку - учителю. Принимая новый класс, учитель из средней школы приходит на уроки в начальную школу и видит своих будущих учеников маленькими несмышленышами, порой несамостоятельными и не слишком образованными. Учитель иногда переносит методы обучения и формы взаимодействия с обучающимися старших классов на первоклашек, которые по многим своим психологическим особенностям не могут справиться с этими необычными для них условиями. И как следствие потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья.
Можно с уверенностью сказать, что процесс адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходим всем участникам образовательного процесса. Грамотно выстроенный и эффективно реализованный план преемственности дошкольного и начального общего образования - это залог успешного выпускника столичной системы образования.
Одним из приоритетных направлений развития школы №967 является подготовка воспитанников к школе, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных организациях столицы.
В структуру образовательной программы дошкольных групп включен раздел «Преемственность дошкольных групп и начального общего образования», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии портрета выпускника дошкольных групп, определены критерии формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, но и включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
В школе №967 разработана и реализуется программа преемственности «Мы едины», которая направлена на объединение всех участников образовательного процесса с целью формирования мотивации к обучению. В рамках данной программы обучающиеся 1‑11‑х классов организуют различные мероприятия для детей дошкольных групп, проводят мастер-классы от четвероклассников, организуют экскурсии по школе. Особенностью данной программы являются постановка спектаклей для детей дошкольных групп и организация совместной проектной деятельности учеников 1‑4‑х классов и детей дошкольных групп. Наряду с обучающимися учителя начальной школы дают открытые уроки для воспитанников и родителей дошкольных групп. Все эти мероприятия предоставляют возможность родителям и детям ознакомиться со школьной жизнью еще в дошкольном возрасте и повышают мотивацию к обучению в школе.
Задача педагогического коллектива - создать все условия для реализации данной программы и стереть границы перехода детей из дошкольных групп в школу.

Светлана КОРОТКОВА, директор школы №967;
Юлия КОЛОКОЛОВА, старший воспитатель школы №967