Была учреждена рабочая группа по созданию «дорожной карты» по реализации ФГОС. Наша школа имела уже многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ, и часть объединенных в комплекс учреждений являлись городскими экспериментальными площадками по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а также имели достаточное количество опытных специалистов. Необходимо было объединить коллективы дошкольных и школьных подразделений в единую психолого-педагогическую службу и включить в единый алгоритм создания индивидуального маршрута ребенка.
Одним из важных направлений работы службы является выявление детей, испытывающих трудности освоения образовательной программы, что делается уже при поступлении ребенка в комплекс на любом образовательном уровне.
Благодаря современной нормативной базе в нашей школе реализуются разнообразные индивидуальные образовательные маршруты, которые способствуют максимальному раскрытию потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Наши дети могут начать свое образование по индивидуальному учебному плану, продолжить в условиях компенсирующего класса, а закончить в массовом классе с индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением или поддержкой. Такое разнообразие форм и маршрутов стало возможным лишь в условиях объединения всех наших учреждений в образовательный комплекс.
Выбор образовательного маршрута и дальнейший его мониторинг являются ключевым моментом в решении психолого-педагогических задач и требуют комплексного профессионального подхода, который обеспечивает созданный в школе психолого-педагогический консилиум, работающий на постоянной основе. В его состав входят наиболее опытные специалисты разных направлений психолого-педагогического сопровождения: психологи, дефектологи, логопеды.
Часто для родителей заключение ЦПМПК (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия) является тревожным, не очень понятным, а иногда травмирующим документом. Поэтому специалисты консилиума разъясняют значение данного документа, стараются найти такие слова для родителей, законных представителей ребенка, которые позволят им сделаться полноценными участниками образовательного процесса.
В работе консилиума по мониторингу реализации определенной прописанной ребенку программы обязательно принимают участие те педагоги и специалисты, которые непосредственно участвуют в сопровождении конкретного ребенка. Это воспитатели, учителя, специалисты школы, что помогает комплексно оценить достижения ребенка в различных аспектах академических и жизненных компетенций.
Образование ребенка осуществляется не только в школьном учреждении, но и в музеях и выставочных комплексах, парках и усадьбах, на площадках колледжей и вузов.
Московское образование позволяет всем детям с ОВЗ получить достойное образование, развивать свои способности и покорять новые вершины. Например, ребята нашей школы активно участвуют в городских проектах профессионального образования «Профессиональное обучение без границ», «Абилимпикс», в творческих конкурсах «Эстафета искусств», «Семицветик», «Я + мои друзья», «1+1».
Наша школа пользуется всеми возможностями, которые сейчас предоставляет город, что позволяет еще больше раскрывать потенциал ребенка с особыми образовательными потребностями, полнее реализовывать его право на образование.

Ирина АЛЕЙНИКОВА,
заместитель директора школы №953