​Детство - восход судьбы в человеческой жизни.
Соня Шаталова (10 лет)


Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья - категории детей, требующих от родителей и педагогов особого внимания и индивидуального подхода. Погружение в общество, или социализация, таких детей во многом зависит от условий, которые созданы в семье и в образовательном учреждении. С одной стороны, необходимо создать условия для безопасного и комфортного входа в социум, с другой - стимулировать желание находиться в социуме. Творческая деятельность для ребенка является таким ресурсом. Творческий процесс - прекрасное средство установления и налаживания социальных контактов, взаимодействия и самореализации. Система дополнительного образования развивает творческий потенциал, дает реальную возможность ребенку-инвалиду и ребенку с ОВЗ выбрать свой индивидуальный творческий путь, увеличивает пространство, в котором могут развиваться задатки, способности и личностные особенности. У ребенка, прожившего ситуацию успеха, разделившего свой успех с другими детьми, вырастают крылья, возникает желание созидать.
В школе №1416 накоплен многолетний опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития, детьми-инвалидами. С 2013 года в школе функционирует служба психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги. На основании заключения ЦПМПК, уровня актуального и потенциального развития, с учетом дефицитов и ресурсов ребенка с ОВЗ ведущий специалист совместно со специалистами психологической службы и педагогами составляет адаптированную программу, психолого-педагогический консилиум планирует индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В ИОМ обязательно включаются те ресурсные области, в которых ребенок может почувствовать себя успешным, поверить в свои силы, получить возможность для самовыражения. Мы считаем, что переживание ребенком успеха - основа мотивации к саморазвитию. Зачастую ресурсом ребенка с ОВЗ является творческая деятельность.
Начиная с дошкольной ступени ребята посещают кружки художественно-эстетической направленности, спортивные секции, принимают активное участие в конкурсах. В начальной и основной школе дети с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития и дети-инвалиды обучаются в академии детского творчества «Поиск» по направлениям «Хореография и музыка», «Изобразительное искусство», «Визуально-зрелищные искусства (компьютерная графика, театральное и актерское мастерство, история визуально-зрелищных искусств)». Большое внимание мы уделяем вопросу профессионального становления детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В этом вопросе мы используем тактику малых шагов от простого к сложному, от увлечения к профессии. Личное участие обучающегося в выборе профессии, соприкосновение на практике с ремеслом позволяют получить опыт профессиональной компетентности, стать рычагом к профессиональной навигации, построить перспективу получения профессии. Обучающиеся, имеющие инвалидность, старше 14 лет с 2016 года принимают участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», в 2019‑2020 учебном году прошли отборочный тур на конкурсе «Абилимпикс» трое обучающихся школы.
Человек, который в детстве смог раскрыть свои задатки, подобен цветку: он смог увидеть, а значит, получил возможность реализовать свои возможности, развить способности и найти сферу их применения, а главное - раскрыть свой потенциал для себя и других. Встретив «восход своей судьбы», он, словно птенец, научился летать и, широко расправив крылья, может выпорхнуть из гнезда. Он готов к самостоятельной жизни в социуме и смело может смотреть в завтрашний день.

Ольга ПРОСТАТИНА,
старший методист службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса школы №1416 «Лианозово»