Помните, что говорил о значении игры в жизни ребенка В.А.Сухомлинский? «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». С Сухомлинским солидарен и педагог куда более сурового времени и педагогического опыта А.С.Макаренко. «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру», - писал автор «Педагогической поэмы». Могла ли организация, чья прямая задача - воспитание школьников, не прислушаться к великим отечественным педагогам? Так в Российском движении школьников появился новый проект «Игротека».
Формат проекта и привлекателен, и занимателен. РДШ создает коллекцию игр, разнообразных по целям, тематике и формам активности. Эта коллекция может быть использована учителем для большой по численности аудитории, одного или нескольких классов. Таков, например, формат игры «Что? Где? Когда?», на профессиональном сленге - ЧГК, вопросы для которой готовят настоящие мастера игры, обладатели Хрустальной совы. Профессионально подготовленные вопросы всегда интересны, ориентированы не столько на эрудицию как таковую, но на умение уловить формат. Это те самые моменты, которых не хватает современным школьникам, - возможность развить идею, рассмотреть ее во множестве вариантов. Здесь интуиция соседствует с логикой, и это все в условиях дефицита времени - вечной проблемы современного человека. Здесь же развиваются необходимые умения слушать, слышать, «принимать пас» чужой мысли, анализировать, выбирать.
Похожий характер имеют популярные сейчас квизы. Принимать в них участие смогут одновременно десятки команд.
В рамках проекта будут предложены и совершенно другие игры - стратегии. Здесь есть время для раздумий, планирования, выбора тактики - всего того, что отсутствует в ЧГК. Для победы в стратегиях нужен совершенно иной набор качеств, более того, нужна другая психика. Тот, кто побеждает в стратегии, не всегда успешен в квизе, и наоборот.
То есть проект «Игротека» дает возможность проявиться, побывать в ситуации успеха каждому.
А ведь есть еще игры театрализованные, эмоциональные, где важен не столько интеллект, сколько артистические навыки, навыки убеждения, бытовая логика, умение фантазировать, находиться в предлагаемых обстоятельствах, как учил Станиславский. Речь, например, о переосмысленном, переработанном варианте тематической «Мафии». Здесь необходимы погружение в эпоху, умение создавать и преподносить легенду, нужны проницательность, внимание, эмпатия в конце концов. Кто из нас, мудрых взрослых, возьмется утверждать, что эти навыки не пригодятся в жизни и профессии?
Цель «Игротеки» - дать учителю инструмент для межличностных и групповых коммуникаций, познакомить, перемешать ребят между собой. Игровой проект способен объединить не только параллель, но и школу, все зависит от того, как формировать команды.
Многообразие игр в коллекции РДШ дает возможность практически каждой команде пережить момент успеха, момент личного и группового триумфа, выиграв раунд или вопрос, высказав интересную догадку, предложить неожиданное, заведомо провальное на уроке, но востребованное в игре решение. Педагоги знают, что такие моменты детьми не забываются, что авторитет и уважение можно завоевать буквально за минуту, а шлейф будет тянуться долго. И вчерашний «ботаник» из соседнего класса раскроется как сильный стратег или организатор, а вечный «клоун» окажется виртуозом преображений и разоблачений.

Александра МОРОЗОВА, Орловская область:

- «РДШ - территория самоуправления» - моя вторая смена Российского движения школьников. До этого я была на Большом школьном пикнике. Когда я туда ехала, то очень нервничала. Не знала, что меня там ждет, что представляет собой РДШ в целом. Но сейчас я считаю, что РДШ - это такая площадка, где маленький человек становится активистом. Именно благодаря РДШ мы находим новых друзей, новые связи. Мы развиваемся, растем. И это не занудно. РДШ не школа, не пионерия, это в первую очередь дружба, взаимопонимание. То место, где рады твоим идеям, пусть даже не всегда обычным.