«Вожатство - это призвание, с этим надо родиться. Быть вожатым - значит быть примером, уметь учиться и учить. Верить в то, что ты делаешь, заряжать верой», - рассказывает Зоя Ивановна Пойманова, советник аппарата Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике, к. п. н. Сегодня, когда Зоя Ивановна работает с молодыми законодателями, ей, несомненно, полезны все те навыки, которые она получила во время работы вожатой. Это в первую очередь умение работать в команде, вести разговор, создавать коллектив.
Многих в профессию приводит именно любовь к детям. Это самый первый ответ, который давали, не задумываясь, абсолютно все участники опроса. Вот что говорят молодые педагоги:
«Вожатство - отличная возможность вновь погрузиться в детство, испытать невероятное количество эмоций и зарядиться энергией».
«Быть вожатым - значит открывать в детях новые грани их личности».
Для формирования и постоянной поддержки сообщества вожатых и наставников Российское движение школьников снова запускает Всероссийский проект «Лига вожатых». Но теперь это не просто конкурс. Основные задачи, которые решает проект, - вовлечение в вожатскую деятельность студентов педагогических и других вузов, старших школьников, которые начинают приглядываться к работе вожатых, становятся их помощниками. Организаторы проекта хотят создать условия для постоянного повышения профессионального мастерства вожатых, поддержки лучших педагогических практик в воспитательной деятельности, обмена ими между разными коллективами и регионами, сделать статус вожатого еще более понятным и уважаемым в нашем обществе.
Для участия в проекте желающие могут зарегистрироваться на официальном сайте вожатый.рф. Партнерами проекта РДШ здесь выступают всероссийские детские центры «Орленок», «Смена», «Океан», вузы, школы, организации, занимающиеся дополнительным образованием детей. В проект активно привлекаются эксперты из числа самых опытных теоретиков и практиков воспитательной деятельности, исследователей из смежных дисциплин, тренеров.
Участникам проекта будут доступны образовательные видео о том, как организовать мероприятия для детского коллектива, как планировать занятия в течение смены, как развивать лидерские качества, как обеспечить безо­пас­ность, заниматься планированием своей профессиональной траектории в сфере воспитания. Вожатым и наставникам расскажут о современных трендах в проектировании воспитательной деятельности, об основах формирования сообщества в информационном пространстве, ознакомят с современными подходами к основам профессионального мастерства.
На вебинарах по темам, выбранным самими вожатыми, можно будет пообщаться с ключевыми экспертами, в живом диалоге найти ответы на вопросы, возникающие на практике.
И, конечно, не стоит забывать о конкурсной составляющей проекта «Лига вожатых»: каждый участник сможет проявить свои способности, познакомиться с коллегами из разных регионов, сразиться за призы.
В 2018 году в конкурсе приняли участие несколько тысяч вожатых и старших вожатых из всех регионов страны. В финал вышли 500 человек, которые приехали в Москву и смогли научиться новому в очном режиме.
В этом году организаторы добавили новую номинацию «Вожатый-стажер» для участников от 16 лет.
Для многих работодателей навыки, полученные в ходе работы вожатым, становятся большим плюсом, даже если профессия совсем не связана с образованием. Вожатые развивают в себе разнообразные навыки, которые оказываются востребованы везде. Скажем, один из принципов работы лагеря - постоянное движение. Это и постоянная смена детей, коллег, тематики занятий. Такие условия работы требуют от вожатого высокого уровня переключаемости и распределения внимания. Впрочем, вожатым в школах или в структурах дополнительного образования приходится не легче.
Андрей Белышев, директор по работе с персоналом АО «Северсталь Менеджмент», говорит: «Я убежден, что навыки, которые формируются у человека во время работы вожатым, в некоторой степени помогают в дальнейшей работе. В частности, это открытость, гибкость, умение публично выступать, способность разговаривать с людьми на разном уровне, а также умение работать в условиях высокой степени неопределенности и принятия креативных решений в сжатые сроки. Но важно понимать, что для дальнейшей карьеры этого недостаточно, необходимо иметь базовое фундаментальное образование и опыт работы. Все эти навыки в совокупности - кирпичики для построения блестящей карьеры». Андрей учился в Московском областном государственном институте физической культуры. Летом 1988 года он был вожатым в Ейске, а в 1989 году на протяжении пяти месяцев - организатором спортивной работы в ВДЦ «Орленок».