- Мы развиваемся, но развиваемся с космическими скоростями. В стране примерно 46000 школ. Мы вошли в 14000. При этом на самом деле главное - не количество. Признаюсь, мы не гонимся за количеством вовлеченных детей и школ. Наша задача в том, чтобы дети, педагоги, родители шли в РДШ осознанно. Мы выстраиваем системную работу. Сейчас для нас особенно актуален вопрос подготовки вожатских кадров, то есть молодых преподавателей. Понятно, что, сидя в Москве, мы не можем вручную управлять всеми процессами в регионах. Это просто невозможно. Поэтому сейчас мы активно формируем и развиваем Корпоративный университет РДШ, где будет достаточно хорошая методологическая база для классных руководителей, вожатых и для родителей.
- Как будет функционировать этот университет?
- Он уже есть. Это дистанционная обучающая платформа. Сегодня есть возможность зайти на нее из любого поселка или деревни. Как создать волонтерский отряд или школьный музей? Как усилить патриотическую работу в своей школе? Какие нужно расставить акценты, какие сложности встретятся на этом пути и как их преодолеть? Фактически это незаменимый помощник для педагогов, классных руководителей и других неравнодушных людей, которые хотят что-то изменить, но не понимают, как это сделать.
Именно там собирается библиотека лучших практик, чтобы выводить успешный региональный опыт на федеральный уровень и показывать всем. Корпоративный университет РДШ - площадка, где и взрослые, и дети смогут развиваться и расти, обучаясь друг у друга.
Возвращаясь к вашему первому вопросу: мы закончили первый трехлетний этап работы, посмотрели на результаты, получили обратную связь от детей, школ, педагогов и поняли, в какую сторону нам надо дальше двигаться. Поэтому в ближайшее время произойдет серьезное расширение проектов, которыми мы занимаемся.
- Это будут непосредственно проекты РДШ или же в планах поддержка каких-то низовых инициатив?
- РДШ - это системная база, на которую потом накладываются контентные вещи. Например, проекты некоммерческих организаций, компаний, государственных учреждений, которые разработали какой-то проект и ведут его пилотно, может быть, в одной-двух школах, а мы можем помочь им вывести это на совершенно другой уровень.
Самое важное в этом то, что РДШ - это совместное движение детей и взрослых. Мы не навязываем детям свое видение, а общаемся с ними и пытаемся узнать, что им нужно. Поддерживаем их проекты, инициативы, какими бы безбашенными они порой ни казались.
Мы создаем саморазвивающуюся среду. Я убежден, что, если мы будем спускать из Москвы какие-то формальные проекты, совсем не факт, что они приживутся на местах. И совсем другая история, когда это движение идет из регионов, из глубинки.
- Можете ли вы привести примеры подобных проектов?
- Конечно! Один из ярких примеров - проект «Рюкзак для друга», который придумали дети. В его основе - помощь ребятам, пострадавшим от наводнения в Иркутской области. Когда они пришли в школу к началу учебного года, у них было уже все - рюкзак, ручки, тетради, все остальное. Придумали дети, присоединились взрослые. На самом деле таких историй много. Главное в них - не убить эту инициативу своим равнодушием и отсутствием интереса, потому что тогда дети просто перестанут верить в этот мир. А если мы их поддержим, то они вырастут теми людьми, которые будут менять свою жизнь и жизнь окружающих, а значит, и нашу страну к лучшему. Это основная наша цель и задача.
- Прекрасная идея! Знаем, что в копилке РДШ есть и глобальные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них.
- Действительно, три наших проекта вошли в нацпроект «Образование». Например, «Классные встречи», как вы наверняка поняли из названия, - общение ребят из разных регионов с успешными представителями различных профессий. Причем очень часто этими самыми людьми становятся выходцы из этого же региона. Например, в Орловской области в проекте участвует мой коллега - космонавт, который родился в местной деревне и рассказывает о своем пути. Это здорово мотивирует ребят. Другой наш проект - по добровольчеству. На мой взгляд, замечательно, что в современном мире волонтерство вошло в моду. И корпоративное волонтерство, и «серебряное», и студенческое. И очень хочется приучать к этому и наших детей.
Еще один важный проект в этом ряду - «Лига вожатых». Мы очень хотим вырастить новое поколение вожатых, которое будет на равных общаться с детьми, сможет их развивать и развиваться самим. Кстати, это на самом деле еще и возможность для ребят не расставаться с РДШ после достижения ими возраста 18 лет, а продолжать делать проекты, но уже на другом уровне.
В августе в «Орленке» прошла наша смена и флагманский проект «Территория самоуправления». Это конкурс социальных проектов детей. Причем не просто идей, красиво изложенных на бумаге, а уже хотя бы частично реализованных. Кто-то красит остановки общественного транспорта, кто-то собирает деньги для детишек, больных онкологией, кто-то восстанавливает памятники. Они сами находят на это средства, сами организуются. Это люди, которые уже что-то меняют.
- Сергей Николаевич, сейчас в общественном пространстве много говорят о патриотизме, патриотическом воспитании молодежи и так далее. А что это слово значит для вас?
- В первую очередь патриотизм - это любовь к Родине. Это понимание, что это твоя страна, тебе в ней жить, тебе ее менять. Я бы даже сказал, что патриотизм - это личная ответственность за все, что происходит вокруг. Мы уже отходим от какого-то, может быть, советского восприятия, когда каждый считал, что есть большой дядя в Москве, который мне должен создать все условия для жизни. Этого нет и никогда не будет. Все зависит от нас. Мы сами создаем себе окружение, свою красивую жизнь, свой мир. Я вот недавно вернулся из похода на Байкал. И вы знаете, меня поразило, насколько там чисто. Приезжаешь в бухту: большая стоянка, несколько лагерей туристов - ни бумажки, ни стеклышка, все убрано. И это безумно приятно, что люди, которые сюда приезжают, заботятся о том, чтобы было чисто, и делают все возможное, чтобы оставить эту красоту неиспорченной. Так и должно быть.
- Нередко определенные дискуссии на тему патриотизма возникают и в связи с участием школьников в тех или иных политических процессах. А как к этому относитесь вы?
- Я искренне считаю, что детство и политика - вещи несовместимые. Сначала ребенок должен вырасти гражданином со своим пониманием того, что он хочет изменить, что он хочет сделать, со знанием своей страны, с уважением к своей истории, к своей культуре, с пониманием того, что и как происходит. Вот будет студентом - пусть принимает участие. Поэтому я очень надеюсь, что школьники в какие-то политические вещи просто не будут вовлечены. Понятно, что избежать этого на 100% невозможно, но в первую очередь надо созреть, надо вырасти грамотным человеком для того, чтобы осознанно о чем-то судить, не поддаваться тому, что модно ходить против кого-нибудь бастовать и так далее. Надо идти осознанно и высказывать свое мнение, почему бы и нет. Но для этого надо вырасти и по крайней мере окончить школу.
- В одном из интервью вы говорили, что редко когда отказываетесь от интересных предложений, встреч, поездок и так далее, а потом с трудом со всем этим справляетесь. Научились ли отказываться и отказывать?
- Научился. Но, честно говоря, я все равно хватаюсь, потому что жизнь безумно интересная штука, но такая короткая. Очень хочется все успеть. Не хочется из-за лени, из-за отсутствия веры в свои собственные силы что-то интересное упустить. Да, приходится расставлять приоритеты. Какой-то проект в данный момент выходит на первое место, какой-то на второе, но все равно я занимаюсь кучей совершенно различных вещей - прежде всего РДШ, потом путешествия, чтение книг, лекции, встречи со студентами, губернаторами, бизнесменами. Это все очень интересно, это действительно наполняет жизнь красками. Очень не хочется терять время впустую.
- Ваша новая книга «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике» составлена из ответов на самые популярные вопросы, которые вам задают. Не так давно вы даже сказали, что вопросы эти очень часто повторяются, и даже сделали вывод, что у людей довольно шаблонное мышление. А как, на ваш взгляд, развивать нешаблонное мышление детям?
- Я люблю общаться с детьми, в том числе и потому, что именно они задают нешаблонные вопросы. Жалко, что, когда дети вырастают и становятся взрослыми, тут все нередко приходит к общему знаменателю. На мой взгляд, в первую очередь нужно много читать. Я сам человек очень читающий и всегда призываю к пониманию, что современный успешный человек - это человек читающий. Новые компетенции открывают новые миры, совершенно расширяют наше представление о жизни. Свою роль может сыграть и любое творчество. Художественное, музыкальное, робототехническое. Например, мы купили ребенку комплект Lego. По картиночке он собрал какую-то машинку или робота, но через какое-то время откидывает в сторону эту картинку, разбирает игрушку и собирает, к примеру, самолет или еще что-то свое. Это ведь тоже творчество. Уметь видеть по-своему и воплощать в совершенно нереальную новую конструкцию.