В былые времена вряд ли можно было встретить в российской деревне дом, рядом с которым не возвышался бы скворечник. Как тут не вспомнить рассказ Василия Белова «Скворцы». О нем пели песни, учили стихи. На уроках зоологии изучали его биологию, среду обитания, образ жизни. Кто-то скажет, что и сейчас это изучается. Так почему результат отрицательный: изучаем, но не знаем? Голос скворца мы слушали вживую и могли легко отличить его и от песни жаворонка, и от музыкальных трелей соловья (обожаю работать с рассказом «Разбуженный соловьями» Юрия Яковлева). Не случайно именно скворечник стал первым подарком центру «Здесь подвига рождение» еще до открытия: ведь в былые времена каждый мальчишка, будущий солдат Красной армии, не один скворечник сколотил в детстве.
Я сторонник системного образования, которое в конечном счете ведет к качеству знаний и формированию личности ученика. А сама идея создания в глубинке России духовно-образовательного инновационного ресурсного book-центра «Нужные книги детства» (обращение к Ю.Яковлеву и В.Белову не случайно!) для детей, родителей, педагогов, студентов родилась не без влияния на мое педагогическое мировоззрение великих педагогов прошлого. Прежде всего Константина Дмитриевича Ушинского, называвшего природу одним из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывал, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью», и был уверен, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Великий педагог эпохи Просвещения Ян Амос Коменский сформулировал еще в XVII веке «золотое правило» дидактики, в которое укладывались все современные изыскания докторов педагогических наук в области методики преподавания: «Все должно быть предоставлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Идея создания музея созревала годами. Удалось сделать первый практический шаг - открыть музей в селе Рождественском. Не найдя поддержки у властей, но веря в правильность выбранного пути, мы решили начать осуществление проекта самостоятельно. Нам удалось выкупить на личные сбережения одного из земляков здание без крыши, потолка и пола. И за год создали музей - образовательный центр. Его открытие состоялось в день рождения Героя Советского Союза Александра Ваганова, выпускника маленькой сельской школы, в девятнадцать лет удостоенного высокого звания Героя, музей - образовательный центр. Мне хотелось бы, чтобы наше начинание не осталось незамеченным и его статус вышел за рамки местного значения.
Идеи и концепция нашего центра не голые теоретические размышления. Все вынесено из многолетней педагогической практики, показавшей прекрасные результаты в обучении и воспитании личности, при реальном тесном сотрудничестве семьи, школы, многочисленных общественных организаций, учреждений культуры, спорта. Работа центра предполагает очень разные направления деятельности - от исследовательской до творческой - и многочисленные формы сотворчества детей и взрослых в работе с каждой книгой - научной, публицистической, художественной. Мы выбрали для начала в качестве приоритетного направления гражданско-патриотическое. Хотя едва ли можно выделять какое-то направление в воспитании. Только система приносит результат, это всегда целый комплекс направлений, проблем, форм работы с одним и тем же материалом.
Работа центра строится по нескольким направлениям, в том числе и таким, как милосердие, духовность, экология и т. д. Но главным является историко-патриотическое направление. Нами разработан живой урок «Здесь подвига рождение», рассчитанный на любую аудиторию слушателей. Его временные рамки - от одного до десяти дней. Урок включает многие авторские методики, интерактивные виды деятельности, разные мероприятия, связанные с историей старинного села.
Одно из направлений - «Нужные книги детства». Роль книги в воспитании детей неоценима. Чтение формирует чувства, дает знания о Родине, ее природе, культуре, истории, людях. У подростков появляется осознание сопричастности прошлому, ответственности перед будущим, растет понимание того, за что были готовы отдать свои молодые жизни красноармейцы, в том числе и девятнадцатилетние мальчишки, каким был Саша Ваганов.

Галина БУЗАНАКОВА, кандидат педагогических наук, Киров