Настройка на молодежь
У «Педагогического старта» большая история. Он зародился в «нулевых» годах, когда в профсоюзе стало расширяться молодежное направление и начали проводиться летние лагеря-семинары. Профсоюз хотел получить от молодых педагогов отзывы об их первых днях работы в образовательных организациях. Понять, что их волнует. Все ли у них хорошо? Совпадают ли их ожидания и реальность? С какими проблемами они сталкиваются?
Свои мысли учителям и воспитателям предложили изложить в творческих работах.
По воспоминаниям Ольги Куклиной, которая работала в информационном отделе, когда конкурс зарождался, поначалу эссе поступало совсем немного - не более десятка на все округа. Но уже тогда лучшие работы публиковались на страницах «Учительской газеты-Москва». Конкурс был и остается совместным детищем профсоюза и издания.
С годами интерес к конкурсу рос, и он стал таким, каким мы его теперь знаем: обрел название «Педагогический старт» и стабильную популярность. Бывает даже так, что организаторы получают заявки от педагогов, которые из-за возраста старше тридцати лет или большого стажа уже не могут участвовать в конкурсе. Такие работы идут «вне зачета», но все равно читаются членами жюри.
- Приходя в школу, молодые педагоги обретают свой первый опыт и начинают размышлять по-взрослому. Они высказывают свою точку зрения и делятся переживаниями. Конкурсанты, как камертон, помогают нам настроиться на волну педагогической молодежи, - рассказывает заведующая информационным отделом МГО профсоюза Марианна Баринова, которая входит в состав конкурсного жюри.
Каждый год участниками «Педагогического старта» становятся порядка 150 человек, которые пишут эссе на определенную тему. «Шипы и розы педагогического труда», «Легко ли быть молодым педагогом?», «Педагог - понятие круглосуточное?», «Любит - не любит»… Темы все время меняются, но всегда заставляют задуматься.


Новая тема
В этом году мы предлагаем молодым специалистам написать творческую работу на такую тему: «Школа должна. Умеет? Делает?». Нам интересно узнать, чему, по мнению педагогической молодежи, нужно учить в школе и справляется ли современная школа с вызовами своего времени.
Такова суть заявленной темы. А дальше мы попытаемся раскрыть ее на образном примере.
Представьте, что педагоги, учащиеся, родители - это стороны «образовательного треугольника». Они равны в своих устремлениях. Каждая рассчитывает на то, что в будущем ученик станет успешным, состоявшимся человеком.
При этом нельзя сказать, что стороны одинаковы во взглядах на то, как достичь этой успешности. Учитель может быть сторонником «классической школы», которая дает ребенку широкий кругозор, всестороннее представление о мире и хорошую теоретическую базу. Родители могут желать, чтобы школа воспитывала их чадо: учила уверенности в себе, прививала любовь к ближнему, готовила к взаимодействию в обществе и т. д. Школьник вправе хотеть третьего: практического подхода, благодаря которому он получит знания о своей профессии еще до поступления в вуз…
Мнения сторон и комбинации этих мнений могут быть разными. Поэтому решить задачу, где стороны треугольника будут не только равны, но также полностью довольны, непросто. Еще сложнее понять, при каком решении ответ задачи будет равен счастливому, успешному, удовлетворенному своей жизнью человеку.
Возможно, участники «Педагогического старта» уже знают это решение?
Но, пожалуй, не стоит забывать, что школа не конвейер по производству идеальных механизмов. Она не может вложить в разум маленького человека, как в память суперкомпьютера, все знания и умения мира. Но должна определить для себя приоритеты и сконцентрироваться на главном. Ведь если задуматься, то воспитание, о котором говорилось выше, - это прерогатива семьи: именно в ней закладывается представления о добре, дружбе, любви... А обучение профессиональным навыкам в школе может оказаться бесполезным, потому что в детстве трудно понять, чем ты действительно захочешь заниматься, когда повзрослеешь.
А вы что думаете?
Простые правила
Правила участия в «Педагогическом старте»-2019 просты. В полном объеме вы найдете их в положении, которое размещено на сайте mgoprof.ru в разделе «Конкурсы» и в разделе «Документы» («Постановления президиума МГО профсоюза»).
Здесь же мы приведем условия вкратце. Конкурс проводится среди молодых педагогов и студентов, которые получают педагогическую специальность. Возраст конкурсанта не должен превышать 30 лет, а стаж - трех лет. Победители прошлых лет в конкурсе не участвуют.
Объем творческой работы - от 4 тысяч до 8 тысяч знаков, набранных 14 шрифтом Times New Roman (это всего несколько страниц!). Жюри будет обращать внимание на грамотность автора, оригинальность текста, его соответствие заданной теме и еще несколько характеристик.
Перед текстом обязательно нужно указать свои данные:
- ФИО полностью;
- место работы и должность;
- округ Москвы, в котором расположено образовательное учреждение (страну и населенный пункт - для иногородних и иностранных участников);
- дату рождения;
- название вуза и год его окончания;
- электронную почту;
- номер мобильного телефона;
- статус в профсоюзе (являетесь ли членом профсоюза).
К письму отдельным файлом необходимо приложить свою фотографию хорошего качества. Заявки отправляются в оргкомитет конкурса по адресу: zotkinakv@mgoprof.ru. Прием работ продлится до 10 октября. Итоги будут подведены до 18 ноября. Победитель, лауреаты и призеры получат дипломы и подарки.
Все это формальные правила, но мы не можем оставить вас без дружеского совета.


Совет творцам
Любой творец испытывает страх перед белым листом, даже если он пишет не роман и не поэму, а конкурсную работу на несколько страниц. Первое, что мы хотели бы пожелать вам: не бойтесь! Мы за то, чтобы вы не стеснялись озвучивать свои мысли.
Не смущайтесь также при выборе жанров и литературных форм. Например, в прошлом году, когда мы поинтересовались у педагогов, каким они видят будущее системы образования, то получили несколько настоящих футуристических рассказов, которые легко и с удовольствием читались. Но столь же интересными могут быть критические очерки, в которых педагоги подробно и аргументированно рассказывают о каких-то сложностях, предлагают пути их устранения. И это только пара возможных путей, по которым может пойти конкурсант.
В своих текстах старайтесь избегать общих фраз, ведь все знают, что белое - бело, а, допустим, интерактивный урок - интерактивен. Не забывайте, насколько значимы подробности! Так, одна из участниц «Педагогического старта», которая говорила о важности закупки школьной канцелярии за счет государственных средств, привела пример. В начальной школе для изучения звуков на уроке английского языка каждому ребенку нужны карточки. На них должны быть изображены 26 букв и почти вдвое больше звуков. Классов в школе 6, а человек в одной группе - 15. Таким образом, только для того, чтобы организовать один урок по фонетике, понадобится приличная стопка бумаги. И ведь такой простой пример, но такой любопытный, правда?
В завершение добавим: мы не сомневаемся, что педагоги - это своего рода ораторы, люди, которые прекрасно владеют русским языком. Поэтому предлагаем вам не обращаться к сложному и сухому стилю научных статей: примерьте на себя роль публицистов и писателей. В конце концов оставайтесь просто самими собой, ведь искренность подкупает.
Надеемся, наши рекомендации вам немножко помогут. А может, вы придумаете для себя совсем другую «инструкцию по применению», и это тоже будет замечательно.
Участвуйте и выигрывайте!

Ксения ЗОТКИНА,
главный специалист информационного отдела МГО профсоюза