Мария Козлова - педагог дошкольного образования, в школе №1557 работает более пяти лет. Является руководителем школьного проекта «Полифункциональная трансформируемая предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО». Ведет с ребятами занятия по робототехнике. Все это время Мария - активист Совета молодых педагогов Зеленограда. Увлекается фотографией, музыкой, играет на бас-гитаре. Мужа - учителя английского языка зеленоградской школы №2045 - встретила в профсоюзной школе «Новый вектор». Теперь это самая настоящая профсоюзная семья.
Любовь Шувалова - классный руководитель, учитель биологии, работает в проекте «Медицинский класс в московской школе». Имеет как медицинское, так и педагогическое образование. Она счастлива учить мотивированных детей, мечтающих о профессиональном будущем в области медицины, использовать в своей работе уникальное оборудование, которым оснащена школа, а также общаться с партнерами по проекту - представителями ведущих медицинских вузов и организаций здравоохранения.
Объединяет коллег не только место работы и призвание, но и первичная профсоюзная организация. Надо сказать, что в школе №1557 членами профсоюза являются 84% сотрудников. Любовь и Мария вступили в профсоюз с самого начала трудового пути и расставаться с ним не планируют.
Что же значит профсоюз для московского педагога - как молодого, так и опытного?

Любовь Шувалова:
- Все мы люди со своими заботами и проблемами. И каждому важно знать, что он - не сам по себе, а часть большой семьи, в которой ему всегда помогут и дадут совет.
В то же время для педагогов, отдающих много времени и сил работе, важно иметь помощь в организации собственного досуга. Отдыха никто не отменял, он нужен и важен, поэтому приятно, когда о тебе заботится профсоюзная организация, предлагая, к примеру, совместные поездки или походы в театр. Это также объединяет и сплачивает коллектив. На работе мы решаем общие задачи, а в свободное время лучше узнаем друг друга, получая новые впечатления. Считаю, что это благотворно сказывается на результативности совместной работы.
Результаты нашей школы - это в том числе заслуга социального партнерства и слаженной командной работы под руководством директора - талантливого лидера и стратега. Кстати, она тоже является членом профсоюза. Когда пример показывает руководитель, это много значит.
Что еще важно для нас уже как для профессионалов? Конечно же, условия труда. Знаете, сегодня вы, наверное, не сможете найти человека, который был бы доволен условиями труда больше, чем я. (Смеется.) Я работаю с предпрофессиональными медицинскими классами, где обучение носит во многом практический характер, и хочу сказать, что в нашем распоряжении совершенно уникальное оборудование. Все наши помещения отремонтированы и укомплектованы настолько современно, стильно и удобно, что это служит дополнительной мотивацией для того, чтобы учить и учиться.
Уверенность в завтрашнем дне нам дают коллективный договор, локальные акты, принятые с учетом мнения профсоюза, представитель от профсоюзной организации в управляющем совете…
Охраной труда в каждом корпусе школы занимаются уполномоченные от профсоюза. Они обучены и регулярно повышают квалификацию, поэтому хорошо понимают, как все должно быть организовано.
Нельзя не упомянуть и о достойной зарплате, и о том, что все положения об оплате труда также разработаны с учетом мнения профсоюза.
Я всегда с гордостью говорю о том, что наша школа - это настоящая территория социального партнерства.

- Кстати, нельзя ли поподробнее? Территория социального партнерства - это как?

Любовь Шувалова:
- Территория социального партнерства - это такое место, где обо всем договариваются. В данном случае это значит, что в нашей школе сильная административная команда, которая понимает роль профсоюзной организации в коллективе и ценит это. Администрация и профсоюз - партнеры в главном: в достижении цели по сохранению коллектива, повышению качества образования, увеличению вклада школы в московское образование. Без социального партнера, без поддержки профсоюзной организации здесь никак не обойтись. Конечно, речь идет не только об организации отдыха сотрудников, но и в первую очередь о повышении их уровня образования и квалификации, о расширении их возможностей и поля деятельности.
То, что у нас подавляющее число сотрудников являются членами профсоюза, говорит о том, что профсоюз хорошо защищает их права. Это привлекает людей. Да, у нас бывают споры. Но они успешно разрешаются.

- Приведите, пожалуйста, пример.

Любовь Шувалова:
- Последнее изменение, которое было внесено в наш коллективный договор, касалось предоставления учителям долгосрочного отпуска. Как быть администрации, если сразу несколько учителей написали такие заявления? Отпускать или нет? Как их заменять на этот период? Все эти вопросы подробно обсуждались и были решены в пользу сотрудников.

- Мария, а что особенно важно для вас как для молодого педагога?

Мария Козлова:
- А я хотела бы сделать акцент на обучении. Выезды на профсоюзные семинары всегда полезны для нас, ведь когда ты знаешь свои права и понимаешь, что тебе есть на кого рассчитывать в плане совета или даже защиты в случае спорной ситуации, это дает общее ощущение защищенности. Быть грамотным в наше время обязан каждый. Быть грамотным и чувствовать себя защищенным - двойная ценность.
Еще одна значимая часть моей профессиональной жизни заключается в общении с другими молодыми педагогами. Уже несколько лет я взаимодействую с советами молодых педагогов школы, округа, города. Это возможность общаться с коллегами, которые близки тебе по возрасту, у которых схожий опыт и такой же, как у тебя, энтузиазм, желание не только участвовать, но и самим организовывать интересные, объединяющие и мотивирующие мероприятия. Мы многое можем вместе, и это делает нашу профессиональную и общественную жизнь ярче. В последнее время мы организуем интеллектуальные игры для команд молодых педагогов, и это отличный опыт. Мы растем как организаторы и получаем позитивные отклики. Организаторские навыки полезны в нашей работе и в жизни тоже.
Не могу не упомянуть о большой поддержке, которую нам оказывает председатель территориальной профсоюзной организации ЗелАО Галина Николаевна Самохвалова. Это человек, который в курсе всех наших инициатив. Она всегда помогает нам, направляет и поддерживает нас в наших начинаниях.
В профсоюзе я с самого начала и своей профессиональной жизни без него не представляю. Считаю, что это, конечно же, наша защита (я уверена, что воспитатель частного детского сада не чувствует себя таким защищенным, как я). А вообще, профсоюз - это люди, и вместе мы - сила.

- А как, коллеги, вы относитесь к инновационным процессам, которые происходят сегодня в школе?

Мария Козлова:
- Я как раз хотела сказать, что только в таком крепком и стабильном коллективе, как наш, можно реализовать столько городских проектов. У нас потрясающая старшая школа - есть инженерные, академические, медицинские, а также кадетские классы, в новом учебном году появятся IT-класс и педагогический класс. На дошкольной ступени образования (с которой, конечно же, все начинается) тоже появилось много нового: мы учим ребят робототехнике, занимаемся с научными лабораториями, проводим дни науки, вместе с родителями готовим детей к участию в школьных научно-практических конференциях. Воспитатели используют на своих занятиях интерактивные панели и материалы Московской электронной школы. Практически каждый воспитатель является руководителем того или иного школьного проекта. Инновации должны были прийти в детский сад, ведь мы растим новое поколение детей.

Любовь Шувалова:
- Я работаю в старшей школе и своими глазами вижу, насколько все изменилось в последние годы. В партнерстве с вузами и предприятиями мы растим будущих инженеров, медиков, ученых и других профессионалов. Я преподаю биологию и тесно работаю с медицинскими классами. В работе использую оборудование естественно-научных и медицинских лабораторий. Располагая таким оборудованием и имея не только педагогическое, но и профессиональное медицинское образование, я могу многому научить ребят. Уже в 11‑м классе они знают и умеют то, что могли бы узнать только на первом или втором курсе медицинского вуза. Это, конечно же, шаг в будущее. И то, что нашей школе доверили реализацию всех городских предпрофессиональных проектов, многое говорит о коллективе. Нам действительно можно доверять, в том числе и потому, что мы объединены профсоюзом.

- Мария, что значит профсоюз для вас и ваших коллег?

Мария Козлова:
- Меня профсоюз мотивирует на развитие, творчество, профессиональное общение, обмен опытом. Молодежь нашей школы постоянно обучается. На семинарах, организованных в сотрудничестве с центром правовой поддержки «Профзащита». На конференциях по реализации программ международного бакалавриата (в этом году наша школа была официально авторизована). На обучающих мероприятиях для классных руководителей в Москве и Таллине. На наших собственных, внутришкольных, мероприятиях. Например, в «КидБурге» прошла конференция для педагогов дошкольного образования, состоявшая из двух частей - выступлений участников и профессионального квеста.

- Неужели нет проблем?

Мария Козлова:
- Совсем без проблемных моментов тоже не бывает, конечно. Вот, к примеру, по мнению моего коллеги, молодежь отличается тем, что чаще меняет работу (не только места работы, но и направления деятельности, потому что молодость - это время поисков себя). Школа же заинтересована в стабильности и сохранении своих кадров. Что может удержать молодого педагога в школе?
Да, его права защищает профсоюз. Да, заработная плата в столичной школе очень достойная. Но есть еще одна очень важная вещь - это возможность привнести что-то свое, реализовать свой творческий потенциал. С другой стороны, любому новому сотруднику, не обязательно молодому, нужна помощь в адаптации. Это проблема, на которую хотелось бы взглянуть по-новому, причем роль профсоюзной организации в ее решении может быть очень велика.

- А что еще нужно педагогу, чтобы не только на работе, но и в свободное время он мог чувствовать себя уверенно?

Любовь Шувалова:
- Один из важных вопросов, который каждому из нас приходится решать, - это вопрос о здоровье. Понимая это, администрация нашей школы и профсоюзная организация обсуждают возможность предоставления сотрудникам соцпакета для обслуживания в медицинских центрах. Для этого создана специальная комиссия, которая изучает все варианты, взаимодействует с возможными партнерами. Также рассматривается возможность частичной компенсации членам профсоюза абонементов в фитнес-центры (бассейны), организации занятий лечебной физкультурой, скандинавской ходьбой для сотрудников на базе школы.
Надеюсь, что моим коллегам удалось хорошо отдохнуть летом. Знаю, что многие пользуются возможностью отдохнуть семьей благодаря профсоюзным предложениям или отправить в летний лагерь своих детей. Я верю: лето состоялось! Оно было наполнено яркими впечатлениями и придало учителям новые силы.

Мария Козлова:
- А я желаю всем молодым коллегам обрести в своих школах настоящее профессиональное счастье! А педагогам - участникам профсоюзной школы «Новый вектор», кроме того, желаю ощущать послевкусие их успешного обучения как можно дольше!

Ольга ЖДАНОВА,
педагог-организатор, руководитель школьной службы информационной поддержки, член профсоюза школы №1557 имени П.Л.Капицы