​Не сдавайся там, где сдаются другие. И победишь там, где победить нельзя.
Брюс Ли

Находятся те, кто вместо того чтобы разобраться в своем коллективе, описывают недостатки товарищей. В итоге на просторах Интернета мы видим «авторские шедевры», в которых «знающий» всю глубину проблемы, прикрываясь словом «профсоюз», с чрезмерным негативом рассказывает о разногласиях в одном из зданий большого образовательного комплекса. Люди доверчивые и неискушенные становятся пешками в чужой игре, подвергаются влиянию коварного субъективизма.
Понимая важность информации из первых уст, я решила пообщаться с нашими коллегами - председателями и членами первичных профсоюзных организаций. Они рассказали мне, как в их учреждениях выстраивается диалог между работодателем, работниками и профсоюзом, как решаются проблемы и что на сегодняшний день мешает первичке контролировать соблюдение работодателем законных прав трудящихся.
Участниками разговора стали председатели ППО Анна С. и Ирина П., члены ППО Татьяна У. и Анастасия К.


Сердце большого комплекса

- Анна, вы являетесь членом профсоюза уже 20 лет, а председателем ППО - почти 10. Зачастую при рассмотрении обращений работников подтверждается, что администрация действовала правомерно. Казалось бы, и профсоюзом, и работодателем проделывается масса дополнительной работы, но эта работа необходима для всех. Важно, чтобы стороны большого коллектива ощущали честность по отношению друг к другу. Скажите, как строятся взаимоотношения у вас - и внутри профсоюзного коллектива, и с администрацией комплекса?

Анна С.:
- В 2014 году, после реорганизации образовательных учреждений и объединения их в большие комплексы, непростой задачей стало воссоздание первичек, ведь ранее они существовали в каждом отдельном учреждении.
После объединения часть наших коллег уволилась в связи с оптимизацией штатного расписания, и это повлияло на профсоюзное членство.
Нужно было выстроить отношения с каждым подразделением внутри своего комплекса (у нас, к слову, их 16). Объединение коллективов - длительная и довольно сложная процедура. Здесь недостаточно только организационных мер. Необходимо было сформировать психологию коллектива, стимулы его развития, общую корпоративную культуру и этику, общие цели и механизмы как в профессиональной деятельности, так и в работе первички.
К тому же было неизвестно, какую стратегию в управлении комплексом изберет новый руководящий состав.
На сегодняшний день членами профсоюза являются 56% наших работников. Конечно, не все так просто, но работа, которая была проделана после реорганизации, дала определенные плоды. Работы очень много, но я, как профсоюзный лидер, и мои коллеги из профсоюзного комитета стараемся не упасть в грязь лицом перед нашими членами профсоюза.


Другой взгляд на профсоюз

- Ирина, вы молодой, недавно избранный председатель ППО. Наверняка для вас многое в выборной должности еще ново. Поделитесь своими ощущениями за несколько месяцев работы. Столкнулись ли вы с какими-то проблемами?

Ирина П.:
- Если честно, когда мою кандидатуру выдвинули на должность председателя ППО, это было полной неожиданностью. Да, я достаточно активный человек как в обычной жизни, так и в трудовой деятельности, мне легко общаться с людьми и находить компромисс, когда возникает непростая ситуация. Наверное, этим и был определен выбор моих коллег.
Первое, что я услышала от членов первички, - это вопросы о распределении подарков на Новый год, билетов в театры, абонементов в бассейн, а также о том, что еще мы можем «заиметь» от профсоюза. Поскольку я учитель истории и обществознания, то знаю, что в Советском Союзе государство оказывало материальное содействие профсоюзам, передавало в их ведение часть бюджета, ассигнуемую на социальное страхование. Но в силу возраста я не застала времена, когда профсоюз воспринимался как общественный фонд потребления. И соответственно не пользовалась теми его благами, о которых помнят мои старшие коллеги.
Конечно, для меня было проблемой переломить такой взгляд на профсоюз. Но все же те, кто хотят слушать, а главное - слышать, прекрасно понимают, что те времена ушли. Сегодня, как, собственно, и всегда, главной функцией профсоюза является защита. Ведь если в данный момент все хорошо, то не факт, что так будет и завтра. Пока работники не организованы, они беззащитны перед капризами начальников и рынка труда. Если сегодня не создать дееспособную, юридически подкованную профсоюзную организацию, то, когда станет по-настоящему плохо, может быть слишком поздно что-то менять.
Мне, как профсоюзному лидеру, есть куда расти. Хотелось бы, чтобы для нас, председателей первичек, регулярно организовывались курсы, круглые столы, дискуссионные клубы для профессионального роста в правовом поле.


Экзаменационные
вопросы

- Татьяна, вы учитель математики с большой учебной и внеклассной нагрузкой, член ППО. Что для вас профсоюз и чем он реально может помочь именно вам?
Татьяна У.:
- Я работаю учителем 18 лет. В этом году моя нагрузка - это 27 часов алгебры и геометрии в выпускных классах, что подразумевает подготовку ребят к сдаче государственной итоговой аттестации. Также я классный руководитель 11‑го класса, и это тоже большая ответственность - перед детьми, родителями, школой.
Я являюсь членом профсоюза со студенческой скамьи. Так уж повелось, поэтому я не особо задумывалась, что он для меня значит. Вступали все, вступила и я, чтобы не быть белой вороной. Но в этом учебном году, в начале экзаменационного периода, у меня и многих моих коллег появилась причина обратиться в территориальную профсоюзную организацию ЦАО.
Мы написали председателю Алле Иванниковой коллективное письмо, в котором задали вопросы о привлечении педагогов к проведению ГИА. Как должна начисляться зарплата тем, кто проводит ГИА? Правомерен ли вычет из нее тех или иных доплат? Компенсируются ли затраты на поездку из дома до пункта проведения ГИА и обратно?.. И другие.
- К сожалению, эти вопросы проблемные, ведь в некоторых школах зарплату за время работы на экзаменах педагогам начисляют некорректно. МГО профсоюза уже подготовила разъяснения о порядке привлечения к ГИА и о том, как оплачивается эта работа. В материалах есть ответы на все часто задаваемые вопросы. Каждый ответ подкреплен ссылкой на нормативные документы. Разъяснения разосланы председателям первичек.


Целый отпуск

- Анастасия, три года назад вы стали воспитателем в большом образовательном комплексе и сразу написали заявление о вступлении в профсоюз. Что для вас профсоюз в первую очередь?

Анастасия К.:
- Когда после института я шла устраиваться на работу в дошкольное отделение, то понимала, какую непростую ношу на себя беру. Мне нужно было завоевать доверие детей, стать для них авторитетом и помощником в познании окружающего мира, ведь малыши вбирают в себя все, что видят и слышат, они еще неспособны анализировать.
Но я не задумывалась, что на работе у меня могут возникнуть проблемы, требующие вмешательства профсоюза. Однако в 2018 и 2019 годах многие сотрудники наших дошкольных отделений были вынуждены уходить в отпуска без сохранения зарплаты в связи с малой наполняемостью дошкольных групп в летний период и их объединением из десяти в шесть. Наши ежегодные очередные отпуска были урезаны на количество дней, превышающее 14 дней отпуска без сохранения зарплаты. Я написала обращение от себя и своих коллег на сайт ТПО ЦАО. Если честно, не ожидала такого быстрого и компетентного ответа. С его помощью проблема была решена: педагоги дошкольных отделений смогли воспользоваться своим отпуском в полном объеме.

Оксана МАКАРОВА,
заместитель председателя территориальной профсоюзной организации ЦАО