Как все начиналось
«Новому вектору» уже много лет. Он появился как летний лагерь-семинар в 2007 году. Инициатором его создания стала тогда еще будущий председатель МГО профсоюза Марина Иванова, которая хотела вывести работу с молодыми педагогами на новый уровень.
Поначалу у лагеря-семинара были другие задачи, во многом просветительские. Тогда педагогическая молодежь гораздо меньше знала о том, что такое профсоюз. Нужно было рассказать о нем и его возможностях, сформировать новое поколение профсоюзных лидеров, которые стали бы опорой и защитниками для своих коллег. Формирование живого, дружного сообщества молодых педагогов тоже входило в задачи организаторов.
Впервые лагерь прошел в Туапсинском районе. Он состоял из пяти смен, в каждую приезжали не более 50 человек от двух-трех округов. Образовательная программа еще не была такой объемной, в основном акцент делался на вопросы психологии и конфликтологии. Но потом «Новый вектор» стал трансформироваться. Менялись количество его смен, места проведения и, конечно, содержание. Он набирал популярность и открывал все больше талантливых педагогов. Сейчас в «Новом векторе» две смены, в каждой участвуют порядка 160 человек. Интерес к московскому проекту проявляют коллеги из других регионов и даже стран.
- У нас был участник из Германии. Мы долго сотрудничали с ребятами из Риги. Были команды из Киева и Донецка. К нам ездили педагоги из Кирова, Тулы, Калуги, Симферополя… - вспоминает помощник председателя МГО профсоюза Татьяна Плотникова.
От понятия «лагерь» хотелось постепенно уйти, ведь с детства оно напоминает о беззаботном отдыхе и развлечениях. Здесь же упор делается именно на обучение и самосовершенствование, хотя на то, чтобы искупаться в море и позагорать, время тоже найдется.
- Нам важно, чтобы ребята увидели сильные стороны столичной системы образования и возможности образовательных организаций, - отмечает Татьяна Плотникова.
В конце концов «Новый вектор» превратился в школу. В 2018 году это была школа будущего руководителя, а в 2019‑м - школа профессионального роста молодого педагога.

Учат в школе
В этом году ежедневную программу «Нового вектора» поделили на две части - вариативную и обязательную. Смены длились по 11 дней. В первой половине дня, после завтрака и планерки, участники сами выбирали, чем будут заниматься. В это время проходили тренинги по развитию коммуникативных навыков и критического мышления, а также мастер-классы и занятия в творческих мастерских, авторами которых являлись сами молодые педагоги.
- Это были мастер-классы по работе с родителями, по использованию интересных методических приемов, по тайм-менеджменту… В каждой смене их прошло более пятидесяти. Участникам рекомендовалось посетить не менее десяти, кто-то посещал и больше, потому что они действительно интересные и содержательные, - поясняет Татьяна Плотникова. - Ребята готовили мастер-классы еще в Москве, методическая служба профсоюзной школы отсматривала их и давала по ним свои рекомендации.
Обязательная часть программы была еще разнообразнее. Фишкой этого года стала разработка групповых проектов. Кому-то были интересны образовательные, кому-то - управленческие, а кому-то - направленные на развитие советов молодых педагогов.
- Также был один общий проект. Его участники профсоюзной школы готовили в течение двух смен - это пособие по правовым вопросам для начинающих специалистов. Его планируется разместить в приложении «Навигатор молодого педагога» и на нашем сайте, - уточняет помощник председателя МГО профсоюза.
Но, как и положено, перед практикой педагогов ждала теория. Старший методист Городского методического центра Дмитрий Сковородкин, старший методист школы №2070 Наталья Болтнева, член президиума Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского профсоюза образования Артур Мангасаров и председатель Совета молодых педагогов ТиНАО Елена Зинченко рассказали о том, что такое проектное управление и как создаются проекты. А председатели территориальных организаций Ольга Соболева (ЮАО), Ольга Мельникова (ЮЗАО и ТиНАО) и Галина Борисова (СЗАО) - какие проекты в профсоюзе уже были разработаны.
Ольга Соболева, которая известна своими красноречием и артистизмом, кроме того, провела мастер-классы по ораторскому искусству и подготовке к публичному выступлению.
Также в профсоюзную школу приезжал заместитель председателя МГО профсоюза Сергей Горбун. Вместе с ним участники профсоюзной школы обсудили вопросы финансовой независимости.
Наряду с профсоюзными лидерами в «Новом векторе» были задействованы лидеры образовательных организаций. Перед молодыми педагогами выступили директор школы №2070 Ольга Афанасьева, директор школы №2000 Артем Кондрашов и заместитель директора школы №2000 Руфат Рустамов. Это энергичные, компетентные, результативные руководители и… такие же молодые люди, как их слушатели. Они поделились с участниками профсоюзной школы своим управленческим опытом и ответили на их вопросы в ходе пресс-конференции. Общение с директорами было особенно интересно тем, кто в будущем планирует стать частью административной команды или возглавить ее.
Отдельно стоит рассказать о том, что в 2019 году в «Новом векторе» появился юридический центр. В него вошли педагоги, которые хотели повысить уровень своих знаний в области трудового и образовательного права и поделиться этими знаниями с коллегами. Их координировала правовой инспектор МГО профсоюза Надежда Титова.
Надежда Алексеевна помогла участникам профсоюзной школы разработать проект «Правовой арсенал молодого педагога», провела для них лекции и консультации. Причем встречи с юристом были прицельными. Организаторы заранее узнали, с какими проблемами сталкивались молодые педагоги. Руководствуясь этой информацией, эксперт скорректировала свою программу.

Одни на двоих: профсоюз, море, любовь
Профсоюзная школа - это не только образовательная программа. Ко всему прочему это тимбилдинг, творческие вечера, интеллектуальные игры, праздники, квесты, утренние зарядки и чемпионат по волейболу, которые дают возможность завести добрые знакомства. Тут даже серьезный директор, приехавший прочитать лекцию, может встретиться с молодыми педагогами «без галстука» и спеть с ними песню под гитару.
Случается и так, что во время обучения педагоги находят не только близких по интересам коллег или друзей, но и свою любовь. В 2018 году пять пар профактивистов, познакомившихся в «Новом векторе», сыграли свадьбы. В их числе Ирена и Алексей Колесниковы.
Они встретились на выезде 2016 года, когда Ирену впервые назначили руководителем команды своего округа - Северо-Восточного. Команда была большая (32 человека), но практически никого девушка не знала. А ведь еще нужно было выбрать себе заместителя - человека, который будет всегда находиться рядом, помогать, советовать и страховать. Территориальная организация предложила кандидата на эту должность.
- Мне говорят: «Вот отличный мальчик, его зовут Алексей, он поедет с тобой и будет твоей надеждой и опорой», - вспоминает Ирена.
Поначалу она отнеслась к Леше скептически, но, когда профсоюзная школа стартовала, быстро изменила свое мнение.
- Я действительно ощутила поддержку. Я увидела, что человек быстро сориентировался, что у него очень правильный склад ума. Без него у меня, возможно, все валилось бы из рук, а он настраивал на рабочий лад, выводил на правильные мысли. Я человек эмоциональный, а он более собранный, - делится Ирена.
После выезда общение продолжилось. В какой-то момент молодые люди поняли, что полюбили друг друга и это навсегда. Спустя два года после знакомства Ирена и Алексей поженились. В этом году они снова ездили в профсоюзную школу. Она уже как опытный руководитель команды, он как участник и ее негласный помощник.
- Профсоюзная школа позволяет людям узнавать друг друга. Это очень ценно, - добавляет девушка.

Вот результат
Часть ребят, прошедших школу профессионального роста в Абрау-Дюрсо, становятся профсоюзными лидерами. Несмотря на их юный возраст, им оказывают доверие, избирая председателями первичных профсоюзных организаций. В пример можно привести Елену Ежову из школы №1250 и Евгения Копылова из школы №2098 (САО). Есть и те, кто становится частью административной команды - педагогами-организаторами, старшими методистами и т. д. А кто-то дорастает до руководителя, как Андрей Чугунов (он стал директором школы №1159).
Вместе с тем многие участники «Нового вектора» ориентированы на горизонтальный рост, то есть на то, чтобы расти именно внутри своей специальности.
А кому-то профсоюзная школа и вовсе помогает заново влюбиться в свою профессию.
- Иногда к нам приезжают ребята, которые разочаровались и решили поставить точку в своей профессиональной деятельности в области образования, - признается Татьяна Плотникова. - Но после профсоюзной школы они подходят, благодарят и говорят о том, что полностью пересмотрели свою позицию и точно знают, что преподавание - это их призвание, которому они готовы посвятить всю жизнь. Может быть, кто-то меняет место работы, кто-то меняет свое отношение, а у кого-то шире открываются глаза, и он начинает видеть больше возможностей и перспектив личностного и профессионального роста.

Ксения ЗОТКИНА,
главный специалист информационного отдела МГО профсоюза