При ближайшем рассмотрении нередко выясняется, что ситуация не столь однозначна. Или человек вовсе не обращался в профсоюз, или не захотел сотрудничать с председателем первички по своей же проблеме.
В чем причина такой пассивности?
Кто-то до конца не верит, что профсоюзная организация ему поможет. В основном неверие характерно для молодежи. Несмотря на то что сейчас профсоюз отличает сильный молодежный блок, часть начинающих педагогов остается обособленной. Для них профсоюзная организация в большей степени связана с прошлым родителей, бабушек и дедушек, нежели с их собственным настоящим.
Как бы просто это ни звучало, возможно, причина отчасти заключена в воспитании нового поколения. Это отнюдь не значит, что оно воспитывалось плохо. Оно воспитывалось иначе - на сломе политического строя и общественных установок. Коллективизм сменился индивидуализмом. В меняющейся действительности человек как будто потерял необходимость быть частью общего, «забыл» о поре, когда все считалось общим. В то время как профсоюз строится именно на ощущении сопричастности.
Однако помимо глубинных причин, в которых мы вправе ошибаться и о которых можем рассуждать, есть вполне простые и конкретные. Все начинается с «информационной диеты», которую прописывают коллективу некоторые профкомы: работники не получают от них достаточных сведений о делах и преимуществах профсоюза. Отказаться же от того, что не известно и не готово открываться, достаточно легко.
Председатель первички школы №2103 Валентина Лядова считает, что профкомы должны уделять гораздо больше внимания информационной работе: говорить о своих успехах, рассказывать о том, что они делают для работников. Информация не должна концентрироваться только на стендах в школе, она должна уходить на сайт образовательной организации, в мессенджеры, электронную почту и соцсети.
А вот коллега Валентины Федоровны из другого учреждения видит проблему в другом. По мнению председателя первички школы №1955 Олега Безрукавного, многие педагоги открыто не обращаются в профсоюз, потому что боятся испортить отношения с работодателем. Но как уладить спор без одного из главных героев?
- Ко мне приходит педагог и говорит о своей проблеме, я предлагаю ему пойти со мной в администрацию школы и постараться решить его вопрос. Уже на этом этапе я часто слышу: «Нет, идите без нас». Но я не могу этого сделать. У меня был горький опыт, когда я доверился человеку, который ко мне обратился, и пошел без него. Оказалось, что в той ситуации все было совершенно по-другому. В итоге я выглядел глупо, - рассказывает Олег Сергеевич.
Председатель первички школы №1547 Анна Пахомова, рассуждая о том, почему работники не обращаются в профсоюз, называет сразу два момента. Оба уже были упомянуты выше.
- Скорее всего, если люди не обращаются в профсоюзную организацию, то в ней ведется слабая информационная работа. Сотрудники не знают, к кому обратиться: нет контактных данных председателя и членов профкома, неизвестно, по каким направлениям они работают и по каким вопросам у них можно попросить помощь. Но, к сожалению, иногда люди боятся обратиться в профком, ожидая негативную реакцию со стороны администрации, - объясняет Анна Юрьевна.
При этом сложно сказать, правы ли в своих опасениях работники и действительно ли ухудшит их положение справедливая жалоба. Внутренний цензор тоже может ошибаться и сгущать краски.
Верить в то, что руководитель в своих решениях всегда прав, наивно, поскольку даже на работе он не превращается в машину, а остается человеком. Но и думать о том, что администрация - это карательная инстанция, нельзя. В большинстве случаев можно договориться, найти компромисс, который устроит все стороны конфликтной ситуации. Исход переговоров зависит от спокойствия и дипломатичности заявителя и того, кто его представляет.
Таким образом, еще одна причина желания или нежелания обращаться в профсоюз кроется в личности председателя первички. В том, что от качеств профсоюзного лидера многое зависит, убеждена Наталья Сергиенко, которая возглавляет первичку школы №1883 «Бутово».
- Именно к нему обращаются люди в первую очередь и именно от него зависит доверие к профсоюзу в целом, - считает она.
Но было бы неверно сместить всю ответственность на педагога, который попал в сложную ситуацию на работе, и профком, который старается охватить вниманием весь коллектив и уделить время всем направлениям деятельности.
Этот текст не об этом. Он о том, что лень, нежелание, пассивность нужно попытаться хоть раз перебороть.

Анастасия БАРИНОВА,
студентка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова