Изучая общественное мнение, важно не только по-инсайдерски интуитивно чувствовать актуальность самого предмета исследования, но и владеть инструментарием для эффективного выявления наиболее острых и резонансных тем. А это уже поле деятельности для экспертов, с которыми МГО профсоюза сотрудничает.
Выявление причинно-следственных связей в той или иной ситуации, складывающейся в профессиональном сообществе, позволяет вырабатывать конкретные предложения для органов исполнительной власти по демпфированию или, напротив, усилению конкретных социальных эффектов.
Ниже представлены результаты основных опросов и исследований, проведенных МГО профсоюза в 2018-2019 учебном году.

Опрос «А ваша школа - территория социального партнерства?» (955 респондентов)
МГО профсоюза поставила себе задачу узнать, как развивается сотрудничество между работодателями и работниками в столичных образовательных организациях. Полученные результаты можно считать вполне позитивными: 66,7% респондентов считают, что их школе подходит определение «территория социального партнерства»; 70,7% убеждены, что это общее достижение; 71,5% ответили, что наблюдают положительную динамику развития соцпартнерства в последние годы.

Опрос «Готовы ли вы отстаивать свои трудовые права?» (628 респондентов)
В октябре 2018 года МГО профсоюза разместила на своем портале этот опрос, чтобы выяснить, каким образом педагоги защищают свои трудовые права. Более половины (56,7%) смогли уладить конфликтные ситуации диалогом с руководством. Основной причиной споров являлись вопросы оплаты труда (так ответили 43,8%). Отстоять свои трудовые права в полном объеме удалось 39,7% опрошенных, 69,9% педагогов считают, что обеспечение трудовых прав работников (предотвращение конфликтов) - это ответственность и администрации, и работника.

Исследование профессиональной деятельности и социальных перспектив преподавателей вузов в контексте изменений и нововведений в системе высшего образования (940 респондентов из 19 вузов Москвы)
Ранее аналогичное исследование проводилось МГО профсоюза среди работников средней школы. Это позволило сопоставить ответы педагогов и андрагогов.
Любовь к педагогической деятельности, работе с подрастающим поколением, стремление к саморазвитию возглавили рейтинг мотивационных факторов при выполнении своих профессиональных обязанностей у обеих категорий. Также коллеги из школ и вузов (84,3% и 77,1% соответственно) сошлись во мнении, что самым необходимым условием результативной работы является глубокое знание содержания преподаваемого предмета.
Работников средней и высшей школы беспокоят одни и те же изменения: укрупнение, объединение образовательных организаций. Однако озабоченность обновлением нормативно-правовых документов более характерна для вузов (61,8%), нежели для школ (37,2%). По мнению 46,3% опрошенных педагогов, рейтингование школ напрямую влияет на условия труда. Преподаватели вузов относятся к рейтингам немного спокойнее: только 36,5% считают рейтингование препятствием для эффективной работы. Формирование индивидуальных образовательных траекторий положительно оценивают 74,2% учителей и 45,9% преподавателей. Рост конкуренции внутри образовательной организации и на столичном рынке труда беспокоит лишь 1,6% опрошенных учителей, у преподавателей вузов это беспокойство выражено значительно ярче (его обозначили 35,4%).
Большинство работников средней (69%) и высшей (65,7%) школы оценивают свой социальный статус как средний. С радостью идут на работу чуть менее половины опрошенных из обеих категорий работников.

Опрос «Условия качественной работы - какие они?» (1313 респондентов)
Больше всего московским педагогам помогают работать качественно и с отдачей любовь к профессии (65,2%) и личная ответственность (48,9%). Главным внешним фактором для качественной работы является, вопреки сторонним ангажированным исследованиям, достойная заработная плата (41,3%). Постоянно растущая непедагогическая нагрузка (40,3%) и частичное или полное отсутствие времени на личную жизнь (32,1%) рассматриваются педагогами как главные препятствия для выполнения своей работы на должном уровне.
Опрос «Домашнее задание: за и против» (3134 респондента)
В опросе приняло участие рекордное количество респондентов - свыше 3000 человек, 98% из которых работают в системе столичного образования. По результатам опроса удалось установить следующее.
Санитарные правила и нормы (СанПиН), определяющие объем времени на выполнение домашнего задания в разных классах, знают 89,1% опрошенных, а 3,8% с ними не знакомы.
Всегда придерживаются этих правил более половины респондентов (59,2%), еще 33,6% стараются соблюдать их по возможности. Однако 7,2% игнорируют СанПиНы, давая больше домашних заданий, чем положено.
Выстраивают свою работу согласно положению о домашнем задании, общим правилам для учителей, установленным приказом или другими локальными актами, 53,1% опрошенных педагогов; 36,7% не слышали о подобных документах; 10,2% работают в образовательных организациях, не принявших положение и правила по домашнему заданию.
По мнению респондентов, домашнее задание необходимо для закрепления пройденного на уроке (89,1%), получения новых знаний (52,7%) и развития навыков (50,3%). При этом 24,3% называют выполнение домашнего задания мощным фактором для мотивации к изучению предмета, а 2,3% ответили, что его необходимо выполнять потому, что так положено...
Опираясь на результаты опроса, можно сказать, что в Москве чаще всего задают домашние задания для всего класса (66,4%). Более половины учителей предпочитают письменные (50,4%), но в целом творческие (37%) задания. Ресурсами Московской электронной школы пользуются пока 13,9%.
58,6% опрошенных педагогов всегда находят время на проверку домашнего задания у всех обучающихся; 17,3% проверяют его регулярно, но выборочно; 16% проверяют у всех, но время от времени; 5,2% - время от времени и выборочно. Не считают необходимым проверять домашнее задание 0,8%.
За сохранение домашнего задания выступают 44,9% респондентов. Остальные предлагают пути по его совершенствованию:
- за использование «уровневых» домашних заданий (по выбору / по уровню знаний учащихся) голосуют 27,3%;
- за развитие информационных технологий радеют 10,4%;
- 6,7% хотели бы вынести содержание домашнего задания в область дополнительного образования и создать кружки по соответствующим предметам;
- 6,1% подошли к вопросу радикально и предложили убрать домашнее задание как явление;
- 4,6% предлагают сделать шаг в сторону междисциплинарности.

Опрос «Работа не волк?.. Как педагоги оценивают свою загруженность» (1986 респондентов)
74,4% респондентов согласны с утверждением, что трудозатраты педагогических работников год от года увеличиваются, причем 57,5% считают, что заметнее всего растет объем работы с документами в электронном виде. 71,8% педагогов заявляют, что время на выполнение их работы превышает 40 часов в неделю. 25,7% оценивают уровень своей эмоциональной усталости на 10 баллов из 10 (средний уровень усталости - 7 баллов).

Федор ЧЕРНЯКОВ, главный специалист организационного отдела МГО профсоюза