Отсутствие знаний в области трудового, пенсионного, образовательного права вызывает сложности в нахождении общего языка с администрацией школы, часто является почвой для трудовых конфликтов, споров, разногласий, применения дисциплинарных взысканий.
Нередко такие конфликты заканчиваются одним - решением об увольнении из конкретной образовательной организации или уходом из системы образования вообще.
Поэтому молодому педагогу нужна действенная помощь - диагностика уровня его правовых знаний и обучение основам правовой культуры.

Триста обученных
Важность закрепления молодого учителя в системе московского образования, в том числе через правовое просвещение, понимают и руководители наших территориальных профсоюзных организаций. За шесть месяцев 2019 года три сотни начинающих специалистов стали участниками выездных семинаров в Поведниках. Представителей своих округов направляли ТПО ЦАО, СЗАО, ЮАО, РУГСО, ЮЗАО и ТиНАО.
Эти семинары предполагали как развитие профессиональных компетенций молодых кадров, так и правовое просвещение в области трудового и образовательного права. Второе направление реализовывалось отдельным блоком.
Основные формы работы с молодой учительской аудиторией - лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция). За ними следуют практические занятия - дискуссии, кейс-стади (решение ситуационных задач), индивидуальные и групповые юридические консультации, творческие задания, защита групповых проектов с презентацией пошагового алгоритма действий работодателя, работника, профсоюзного комитета для разрешения той или иной ситуации.
Ситуационные задачи связаны:
- с установлением и изменением нагрузки педагогическим работникам;
- с заключением, изменением условий и расторжением трудового договора;
- с разработкой и изменением условий локальных актов по оплате труда и распределению стимулирующей части.
А также со многими другими вопросами.
Разбирая кейсы, педагоги учатся анализировать и применять требования действующего законодательства, они работают с Трудовым кодексом РФ, приказами и постановлениями Минобрнауки РФ и Правительства РФ.
Вместе с тем ситуационные задачи помогают им понять роль первичной профсоюзной организации в регулировании социально-трудовых отношений и управлении образовательной организацией.

Часто задаваемые вопросы
В ходе дискуссий и консультаций выявляются наиболее острые проблемы, волнующие молодых педагогов.
Чаще всего вопросы касаются оплаты труда. Как устанавливаются надбавки и доплаты? Как формируется оплата труда? Почему не во всех образовательных организациях Москвы установлена надбавка молодым специалистам? Почему расчетные листки содержат минимум информации о структуре заработной платы, а полная расшифровка дается только по запросу работника? Почему так, а не иначе оплачиваются часы по обучению детей на дому? Как производится оплата за работу в выходной или праздничный день?..
Бывает, педагоги дошкольных подразделений, которые работают с детьми с ОВЗ, признаются, что не имеют сокращенную 25‑часовую нагрузку и уходят в отпуск на 42 дня вместо 56… В ряде образовательных организаций происходят непонятные штатные перераспределения, и воспитателям приходится втроем одновременно работать в двух группах, хотя по всем нормам должно быть два воспитателя на одну группу.
Еще одна распространенная проблема заключается в том, что летом педагогов дошкольных подразделений обязывают брать отпуска без сохранения зарплаты по причине отсутствия контингента воспитанников. Однако пункт 6.10 Отраслевого соглашения между Департаментом образования и МГО профсоюза этого не допускает. Также на стороне воспитателей приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени…». Пунктом 5.1 установлено, что периоды приостановки занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и иных работников.
Сложности возникают и у педагогов, которые окончили колледж, а теперь трудятся и получают первое высшее профессиональное образование. Случается так, что работодатели отказывают им в предоставлении оплачиваемого учебного отпуска по причинам, которые противоречат требованиям действующего законодательства. Самая распространенная из них - получение работником первого профессионального, но не педагогического образования. Иной раз кадровая служба устанавливает конкретные сроки предъявления справки-вызова из вуза (за 5-6 дней до начала сессии). За несоблюдение этих сроков молодой педагог лишается оплачиваемого учебного отпуска, что тоже неправомерно.
Самые острые вопросы, которые касаются учебной нагрузки, таковы: «Почему в начале учебного года у меня забрали часы?», «Могу ли я отказаться, если администрация обязывает меня взять больше часов?», «Должен ли работодатель уведомлять меня об изменении учебной нагрузки?», «Почему со мной не заключили дополнительное соглашение к трудовому договору?»
Мы объясняем, что согласно пунктам 1.6, 1.7, 1.8 приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени…» объем учебной нагрузки педагогов, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год. Такое изменение допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора. Правда, есть исключения - случаи, когда учебная нагрузка снижается из-за уменьшения количества часов по учебным планам и графикам, сокращения количества обучающихся, групп и классов. Но тогда работодатель обязан уведомить о своих действиях письменно и не позднее чем за два месяца до наступления изменений.
На каждом семинаре молодые учителя начальных классов говорят о том, что их обязывают брать нагрузку более 18 часов за ставку заработной платы, мотивируя это тем, что Пенсионный фонд не включит период с меньшей нагрузкой в льготный стаж. Такое толкование пенсионного законодательства в корне неверно. Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…» учителям действительно необходимо вырабатывать 18‑часовую норму за ставку заработной платы. Но работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений всех наименований (за исключением вечерних и открытых) включается в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки!
Есть и другие проблемы: отсутствие наставничества, несправедливое наказание педагогов дисциплинарными взысканиями и лишениями премий в случаях детского травматизма, необоснованные обвинения в нарушении норм профессиональной этики, безнаказанное невыполнение обучающимися правил внутреннего распорядка… Без сомнений, их нужно решать. И правовое просвещение этому способствует.

Надежда ТИТОВА,
правовой инспектор труда, главный специалист правового отдела МГО профсоюза

Полные названия документов, которые упоминаются в статье:
- Отраслевое соглашение между Департаментом образования города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2017-2019 гг.;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».