Взаимодействие с молодыми педагогами имеет для МГО профсоюза стратегическое значение, и это легко объяснимо. Во-первых, начинающим специалистам нужна постоянная правовая, методическая, да и просто человеческая поддержка, особенно в первый год работы. Во-вторых, педагоги, которые только пришли в образовательные организации, не всегда понимают, какое место они занимают в системе образования, в каком направлении им стоит развиваться. В-третьих, именно этим людям предстоит работать в образовании не десять и даже не двадцать лет, они будущее педагогической профессии. Когда-нибудь это будущее станет настоящим - учителями первой категории, членами административных команд образовательных организаций, сотрудниками Департамента образования и науки города Москвы…
Однако успешный карьерный путь не может сложиться на пустом месте, именно поэтому МГО профсоюза и МЦКО решили вместе подготовить плодотворную почву для роста начинающих специалистов. Так, у молодых педагогов появилась собственная управленческая среда.
Каждый день в мире создаются и исчезают десятки различных проектов. Их успешность и время жизни зависят в первую очередь от востребованности со стороны целевой аудитории. Конечно же, мы в профсоюзе, работая с молодыми педагогами, понимали, что многие из них крайне мотивированы заниматься саморазвитием и профессиональным ростом. Впрочем, насколько эта мотивация распространена среди начинающих специалистов в масштабе всего города, нам, конечно же, было неизвестно.
Поэтому после завершения подготовки к управленческой среде для молодых педагогов организаторы с волнением ждали результатов регистрации на первую встречу. Полученные данные не просто порадовали, но даже удивили. Интерес начинающих специалистов к грядущему мероприятию был настолько велик, что количество заявок исчислялось сотнями.
Дебютная встреча с молодыми педагогами в рамках управленческой среды прошла 3 апреля в здании МЦКО. До начала основной лекционной части всех пришедших разделили на группы по интересам, чтобы во время короткой экскурсии ознакомить с трендами столичного и мирового образования. С большим интересом учителя-предметники знакомились с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, обсуждали, как это все можно использовать в образовательном процессе. В нескольких десятках метров от технологий будущего воспитателям показывали, как максимально продуктивно и нескучно давать учащимся дошкольных структурных подразделений знания и вырабатывать необходимые в их возрасте навыки.
Впрочем, центральным событием управленческой среды для молодых педагогов была встреча с директором МЦКО Павлом Кузьминым. Слово «встреча» использовано в предыдущем предложении не случайно, так как одна из главных особенностей нового проекта - максимальная открытость в общении между приглашенными экспертами и участниками обучения. Забегая вперед, стоит отметить, что диалог действительно получился. В начале каждой управленческой среды выступающие сразу же делали установку: есть вопрос - спросите, не согласны - прокомментируйте. Молодые педагоги, отбросив любые страхи и сомнения, этой возможностью активно пользовались - задавали довольно острые вопросы или рассказывали о своем видении решений тех или иных проблем.
Выступление Павла Кузьмина было посвящено международным рейтингам и позиции столичного образования в них. Павел Владимирович рассказал молодым педагогам, зачем нужно на них ориентироваться и чем они отличаются друг от друга.
Одна из основных идей - использовать международные рейтинги для обнаружения и устранения слабых мест в обучении. Разумеется, сразу по целому ряду критериев московская система образования занимает лидирующие места, однако это далеко не повод гордиться высокими результатами. Лучше всего обращать внимание на то, что западает. Например, оказалось, что у столичных школьников не все так хорошо с метапредметностью. То есть ученик скорее решит крайне тяжелую задачу по геометрии, чем достаточно простое упражнение, где понадобятся знания той же геометрии, но уже с элементами физики.
Это значит, что у школьников далеко не всегда формируются связи между дисциплинами, их знания существуют вне контекста и практики. Поэтому московским педагогам предстоит формировать эти междисциплинарные связи, хотя стоит отметить, что не каждый учитель сегодня сможет связать свой предмет с другой дисциплиной.
Молодые педагоги внимательно слушали выступление Павла Кузьмина, записывали отдельные высказывания, фотографировали слайды презентации. Это значит, что тема первой управленческой среды не просто вызвала банальный большой интерес у начинающих специалистов, а повлияла на их знания и, возможно, деятельность.
В конце лекционной части участников обучения ждал виртуальный тест, в ходе которого молодые педагоги продемонстрировали достойное усвоение материала. Завершалась первая управленческая среда вопросно-ответной формой. Время встречи уже подходило к концу, можно было ожидать, что участники обучения отделаются двумя-тремя вопросами и отправятся по домам. Однако этого не случилось. Десятки поднятых рук сигнализировали о том, что молодые педагоги заметно отличаются от своих более опытных коллег:
- Им есть что сказать. Несмотря на статус молодых и неопытных, они уже сформировали взгляды по решению наиболее актуальных проблем в образовании.
- Они не боятся говорить. Вопросы «Вдруг что-нибудь за это будет?» и «А что подумают обо мне остальные?» не заставляют их прятать свое мнение за всеобщее молчание.
- Они не скрывают своих целей. Они в открытую говорят о том, что хотят расти не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном.
- У них есть идеи для развития системы образования, и они готовы брать инициативу и ответственность на себя.
Очень хочется, чтобы эти качества, присущие новому поколению педагогов, никуда со временем не пропали.
Вторая управленческая среда для молодых педагогов прошла спустя полтора месяца - 22 мая. Организаторам вновь был крайне важен отклик.
Оказалось, что после первой управленческой среды молодые педагоги настолько активно обсуждали этот проект со своими коллегами, что желающих поучаствовать в нем стало еще больше. В какой-то момент нам даже пришлось закрыть регистрацию, так как педагоги могли просто не поместиться в зале МЦКО.
Среди сотен участников второй управленческой среды было большое количество тех, кто присутствовал и на первом мероприятии, а это значит, что педагоги не посчитали проект бесполезным и не потеряли к нему интерес. Большое количество новичков в свою очередь показало, что в Москве, пожалуй, вообще нет равнодушных к своей профессии молодых педагогов.
Главная тема прошедшей управленческой среды - «Недо­оцененные возможности больших школ». Об этих возможностях начинающим специалистам рассказал заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков. Александр Борисович показал, какие преимущества имеет мощная образовательная организация. Если сводить центральную идею всего выступления к одному тезису, получится вполне убедительная последовательность:
Больше школа - больше ресурсов - больше возможностей
Выступление Александра Борисовича получилось интерактивным. После каждого аргумента или положительного примера из жизни большой столичной школы молодым педагогам задавали примерно такие вопросы: «А у вас так работает?», «А у вас такая возможность есть?» Участники встречи отвечали честно, а результаты опросов в прямом эфире выводились на огромный экран. Некоторые ответы вызывали в зале смех, некоторые заставляли задуматься, причем не только молодых педагогов, но и представителей департамента.
Итоги двух управленческих сред для молодых педагогов подвела председатель МГО профсоюза Марина Иванова. Она с радостью отметила, что заинтересованность аудитории в подобном обучении, общении с коллегами и представителями Департамента образования и науки города Москвы говорит о том, что наш совместный с МЦКО проект нужен и будет жить. Остается лишь дождаться новой встречи уже в следующем учебном году!

Сергей ВЬЮНКОВ,
главный специалист информационного отдела МГО профсоюза